"БРАТСТВО"


Третий Рим, Лесной Иеросалим,

или Старообрядчество и Русская Идея

 

I.                   Кому всё это нужно?

 

В последнее время в сознании граждан России наметился некоторый, хотя ещё и весьма небольшой подъём национального самосознания.

Примеров наметившегося национального подъёма россиян достаточно. С одной стороны, это вновь поднявшийся интерес к публикациям Сергея Кара-Мурзы[1], Игоря Шафаревича[2], Александра Дугина[3]. К этому же блоку примеров можно отнести просто небывалый по сравнению с прошлыми годами рост националистических, патриотических, шовинистических организаций, завоевание ими Ц чего раньше не было Ц признания, ПРЕЖДЕ ВСЕГО - В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ: лР.Н.Е.╗, лПамять╗, лКоловрат╗ и др. Практически в каждом городе теперь имеется свой лпатриотический╗ или лвоенно-исторический╗ клуб.

С другой стороны Ц  интерес к иностранным национальным идеям за неимением или нищетой  своих. Тут дело коснется, прежде всего, молодёжи. Старшее поколение может само смоделировать для себя Идею, Парадигму из своего жизненного опыта, тогда как молодёжи нужны чёткие примеры. Поэтому Общество Спектакля завоёвывает всё больше и больше молодых умов и эмоций через поп-культуру Запада, несущую яркий национальный заряд.

С каждым годом всё больше молодых празднует 4 июляЕ

Их вина невелика. Общество Спектакля  не даёт альтернативы. Оно, идущее с Запада, само выстраивает и образцы для подражания, и их антиномии, в которых находится место даже ненавистникам западных идей. И, таким образом, даже спектр недовольных укладывается в рамки западного Общества Спектакля.

Встаёт очень важный и больной неизвестностью вопрос: ГДЕ НАША ИДЕЯ? Где она, которую Бердяев называл не иначе, как с прописных букв: Русская Идея?

Перед засадой глобализма Россия оказалась в неведении своего исторического пути, и это страшно, потому что лгуманистическая╗ демагогия не заменит Пути. Бердяев писал: лРусский народ, как народ апокалиптический, не может осуществлять серединного гуманистического царства, он может осуществлять или братство во Христе, или товарищество в антихристе╗[4].

 

Русская Идея здесь, она разлита в народе, как азот в воздухе. Это даже примеры социальных девиаций, и стереотипы, так сберегаемые россиянами: пьянство, расточительность. На тему русского Ц лпьяного радушного человека╗ (Бердяев) составлено множество анекдотов, вошедших в национальную сокровищницу юмора.

Но суррогаты мелки. Необходимо отыскать настоящую Русскую Идею и вдохновить ей современность, чтобы русские чувствовали страну, в которой живут, СВОЕЙ, Родиной. Кстати, в последнее десятилетие всё чаще можно видеть, что слово лРодина╗ пишется молодыми с маленькой буквыЕ

 

 

II.                Кровь Запада

 

В отличие от расистов и националистов Европы и Америки, русские всегда имели главным критерием нации духовное начало, ВЕРУ. Вера Ц не умственная абстракция, она всегда выражалась как в бытовых, так и в мировоззренческих аспектах, поэтому Русь всегда имела более близкие контакты и сотрудничество не с католико-протестантским миром Запада, а с цивилизацией Ислама.

Константной идеологией Запада является синтез меркантилизма, позитивизма и эгалитаризма. Это ИХ мораль, это ИХ критерий здоровья нации.

Мыслители Ц от неотомистов до экзистенциалистов, психоаналитиков, постмодернистов Ц совершенно разные, из разных частях света, но объединены  тем, что на первом месте у них стоит МАТЕРИАЛЬНОЕ НАЧАЛО. Будь то война за независимость, свидетельство добрыми делами расположения Бога, лвежливый эгоизм╗ Карнеги или психоанализ Ц в любом случае ведущим неизменно становится ТЕЛЕСНОЕ. Prima Materia!

 

Европа. Сперва догмат о безбрачии, из-за которого возник первичный конфликт с Востоком, который на тысячелетия приковал взгляды Церкви к полу, к  МАТЕРИИ, даже монашеская практика Запада полно таких примеров. Претензии на земную власть над миром. Инквизиция Ц уничтожение МАТЕРИИ ведьм, тоже по материальным признакам. Уничтожение зла в человеке, которое подчиняет себе именно материальную природу.

Следующее звено Ц появление протестантизма, который с позиции Запада являлся противоположностью Ватикану, но с нашей стороны видна тождественность этих религиозных явлений. Их преемственность подтверждает и Эрих Фромм[5].

Макс Вебер наиболее наглядно показал, что МАТЕРИАЛЬНОЕ производство было показателем духовности протестантов. И самыми громкими лозунгами Реформации против несправедливости католиков были протесты тоже против материальных заблуждений Ц индульгенций, переизбытка мощей и т.д.

Затем из протестантизма незаметно вырос позитивизм, являющийся до сих пор главенствующей идеологией Европы и Америки. Множество позитивистов были верующими людьми, но  говорить о Духе Ц с их точки зрения Ц бессмысленно и недоступно человеческому пониманию. Но ещё раньше Кант и Шлейермахер критиковали рационализм, идущий в христианской мысли Запада ещё от неоплатоника[6] Августина[7], но как раз лнемецкая классическая философия╗ дала понимание жизни как прогресса (мысли),  неуклонного движения вперёд материальных средств жизни. И до логического завершения этот путь был доведён философией и политэкономией Карла Маркса.

Появившийся впоследствии в качестве лидеологии╗ Европы психоанализ ещё более ограничил человеческую жизнь материальными рамками.

Пришёл фашизм. И Гиммлер, и Гитлер, и Юлиус Эвола писали о НАЦИИ. Но первым в её понимании ставили КРОВЬ, материальные признаки, проявление человека только в материальной  сфере. Потому и стала проводиться многовечная мечта Рима о Мировом господстве. С точки зрения фашистов, счастье есть, когда есть место для жизни, когда идёт общее строительство государства. Всё, что мешает арийской материи, должно быть уничтожено или изменено.

Преодолён фашизм был другой МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ философией общественного бытия. Во-первых, это доказывает широчайшее распространение на Западе психоаналитической и экзистенциальной психологии. Во-вторых, такое сложное и интересное явление, как религиозный харизматизм, вспыхнувший в начале 1950-х гг. и охвативший мгновенно все страны Старого и Нового Света. Пытаясь воскресить древнее христианство как единственную альтернативу гибнущему миру, пятидесятники, лБлагодать╗, лАрмия спасения╗ акцентировали своё внимание на древнехристианской глоссалии, придав ей форму экзальтации. лГоворение языками чудными╗, телесное выражение молитвы, общая исповедь стали формой выражения веры у миллионов европо-американских протестантов. Европа раскололась на лхаризматов╗ и лпсихоаналитиков╗, и именно этим псевдоразделением ОНИ видятся НАМ целостным явлением с ведущим МАТЕРИАЛЬНЫМ фактором.

Господствующий в современной науке и экономике Запада позитивизм Ц не лишняя тому иллюстрация. Нет смысла говорить о том, что не несёт прямой материальной выгоды. Потому преподавание философии в Европе сменилось кратким преподаванием листории мысли╗ с резкой индивидуализацией и лэтикой делового общения╗. Отрицается всё, что не имеет прямого практического применения и материальной выгоды. Материя поглощает своих детей.

лГуманизм╗, лдемократия╗ Ц только ширмы, прикрывающие безобразие рационалистического тела Запада. Сергей Корнев пишет: лПодлинное лицо Запада - это не открытое общество, а пылающая топка  крематория. Истинный триумф западной рациональности - это не демократия, не "политкорректность" и не "свободный рынок", а лагеря смерти с их удивительно рациональной системой расчленения и   утилизации человеческого тела, когда не пропадает зря ни одной детали, и даже зола идет на удобрения╗[8].

 

 

Где выход? Как всегда, в том, что было прожито и перестрадано поколениями наших предков. В Том, что прошло через гари веков и мозоли пространств. Русская Идея. Не идеологические перевоплощения Её, а сама Идея, сохранившаяся на сей момент во всей своей полноте только в русском православном старообрядчестве, вобравшем в себя весь мировой опыт культурного Богостроительства.

 

 

III.             Третий Рим

 

Путь России всегда был особым. Не просто непохожим, как учат Евразийцы, старые (Трубецкой, Савицкий) и новые (Дугин, Югай), а ДРУГИМ. Мы всегда представляли собой Нацию, а не конгломерат, очерченную, ясную Нацию. У всего были свои имена, простые и понятные, наука не была отделена от религии. У чего не было имён Ц не искалось, потому что православное, исихастское лсвятое молчание╗ не позволяло вести бессмысленный спор о том, сколько ангелов может уместиться на кончике ножа и пахли ли у Адама фекалии в Эдеме (Фома Аквинский)[9].

Все духовные писатели Руси всегда говорили о Духовной Нации (митрополит Иларион, Нестор, епископ Лука Жидята). лПовесть временных лет╗, лЗадонщина╗, лПовесть о разорении Рязани Батыем╗, лСлово о полку Игореве╗ и пр. говорят о Руси, но в контексте не МАТЕРИИ, а ДУХА. Это размышление всегда шло через молитву, от сокровения внутреннего, потому что, словами Вл. Соловьёва, лидея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности╗[10].

Митрополит Иларион, первый русский митрополит, писал: лЕНе в худой земле владычество наше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырёх концах земли╗[11].

И завершил процесс становления духовного понимания нации старец Филофей своей лфилософией Третьего Рима╗. Филофей писал Василию III: лСтараго убо Рима церкви падеся неверием аполинариевы ереси; втораго Рима Констянтинова града церкви, агаряне внуцы, секирами и оскордми разсекоша двери. Сиа же ныне третиаго новаго Рима, деръжавнаго твоего царствиа святая соборная апостольскаа церкви, иже в коных вселенныа в православной хрестианьстей вере во всеи поднебеснеи паче солнца светится. И да всеть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя хрестианьския веры, снидошася в твое едино царство; един ты во всеи поднебесной хресианом царь. <Е> И ныне глаголю: блюди и внемли, благогчестивый царю, яко вся хрестианская царьства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытиЕ╗[12].

Василий Розанов писал, что Русь завершила путь Византии в становлении духовного государства, симфонии Бога и пространства-времени[13]. У греков что-то надломилось, мы же пронесли этот крест до конца, до установления симфонии Церкви и Власти. Симфонии, а не сотрудничества. Поэтому попытки  Иоанна Грозного подчинить своей, земной власти Церковь окончились только смертью стойкого владыки Филиппа.

Поскольку Духовная Нация (Третий Рим) свободна от материальных рамок, в ней возможна СИНЕРГИЯ как совершенно  равноправных всех, кого объединяет вера и территория (государство как элемент Симфонии). Мордва, чуваши, татары, евреи, калмыки занимали высокие правительственные и церковные места, и никто не мог их упрекнуть, потому что ТАК действовала Вера. К примеру, патриарх Никон и сам протопоп Аввакум были мордвинами, епископ Лука Жидята Ц крещёным евреем, сам Филофей Ц болгарином.

Такое состояние политики, религии, Духа позволяло строить совершенно особую цивилизацию, не похожую ни на какую, самодостаточную. Реанимация такого положения вещей позволит и в современной России достигнуть укрепления национального самосознания, роста патриотизма в детях и молодёжи. Они опять захотят кем-то БЫТЬ, будут СТРЕМИТЬСЯ. Русская схема Третьего Рима открыта для потомков, потому что Ц с сакральной точки зрения Ц она истинна.

Николай Бердяев писал: лДоктрина о Москве как Третьем Риме стала  идеологическим базисом образования московского царства. Царство собиралось и оформлялось под символикой мессианской идеи. Искание царства, истинного царства, характерно для русского народа на протяжении всей его истории╗[14].

Третий Рим стал мысленным, словесным и практическим воплощением Православия. Традиционная Русь была подчинена этой жёсткой и вместе с тем живой и гибкой без распада Идее Ц Третьему Риму. Третий Рим был и должен стать формой бытия России на современном этапе, формой мировоззрения русского  (= православного) человека и традиционных русских иноверцев. Эта Форма необходима. Константин Леонтьев писал: лФорма есть деспотизм внутренней идеи, не дающий материи разбегаться. Разрывая узы этого естественного деспотизма, явление гибнет╗[15]. Без Третьего Рима распыляется и наша Россия, и потомкам может ничего не остаться.

 

 

IV.              Таёжный Иеросалим

 

Идея Третьего Рима была трансформирована и продолжена после Филофея только старообрядцами. Об этом говорят Аввакум в Житии[16], священник Никита Добрынин, братья Денисовы[17]. Даже более того, именно на Выге, в нынешней Архангельской области, в местах, куда стрельцам царя Алексия Тишайшего было затруднительно добраться, и была предпринята попытка построения Третьего Рима в хозяйственной и политической сферах[18]. После того, как государственная власть взяла курс на западный образец национального строительства, староверы в лесах и на Беловодье стали продолжать прежнюю жизнь. После того, как Русь стала стремительно меняться на Россию, старообрядцы стали строить Святую Русь у себя.

А Третий Рим потому и жив остался в лесах и гарях, что его всегда вела Вера, ДУХ, А НЕ МАТЕРИЯ, сильнейший культурный заряд, потрясающая гибкость и способность к бескомпромиссному симбиозу, которые отличали как Древнюю Церковь, так и Церковь Руси. Современный старовер-публицист А. Шишкин пишет: лХотя избранная Богом часть русского народа и выполнила свою историческую задачу сохранения неискажённой апостольской христианской веры Ц староверия, вселенское измерение Церкви, которое было дано Ей во время Пятидесятницы, не оставляло Её никогда╗[19]. Современный старообрядческий учёный и философ Михаил Шахов: лСознание членов Вселенской Церкви тем и отличается, в частности, от сознания членов секты, что они чувствуют  себя в ответе перед Богом за весь мир (выд. мной Ц К.Т.), за его максимально возможную христианизацию╗[20].

На данный момент Лесной Иеросалим теряет ореол таинственности. Положительное здесь то, что Старая Вера открывается после долгих лет забвения и кривотолков, открыто проникает в политическую и экономическую сферы. Отрицательный аспект Ц опасность лповреждения нравов╗, словами Аввакума.

Но великие надежды греют души староверов. Так, один федосеевский наставник сказал: лЯ думаю, что наша современная Русь повернется к старине, к истокам. Потому что, если люди не будут помнить свои корни, они будут забывать свою национальную принадлежность, свою духовную культуру╗[21].

 

 

V.                 Капля мёда в бочке дёгтяЕ

 

Еможет многое изменить. На данный момент только русские православные старообрядцы являются хранителями истинного сакрального начала русской нации, того начала, которое НАШУ нацию создало, питало и растило. Того начала, которое единственно спасёт Россию от надвигающегося демографического, геополитического и экономического кризиса, убережёт Россию от распада и деградации.

Е Хранителями Третьего Рима!

Того начала, которое было названо лконсервативной революцией╗ Рене Геноном. Так, современный философ и политик А. Дугин пишет: лСтарообрядцы на Руси Ч консервативные революционеры и настоящие традиционалисты╗[22].

И это самое сакральное начало представляется настоящим продолжением Русского Пути не только религиозно мыслящим философам, но и атеистам, и меркантилистам Ц всем, кто понимает, что только Старая вера и её КУЛЬТУРА может дать вескую идеологическую опору в жизни для растущих поколений. Девиз таков: лНе хватает веры, чтобы принять Старую Веру Ц прими хотя бы её Культуру!╗.

Именно этим объясняется небывалый взлёт партии лЕвразия╗, основывающейся, помимо прочего, на идеях Древнего Правоверия и на их интерпретации Александром Дугиным.

 

В условиях верной национальной идеологии формируется человеческая душа, формируются её ценности, заботы и предпочтения. Единственно верной идеологией в России может стать только та, которая покоится на веках совместного дыхания и Богостроительства.

Такой на настоящий момент является только старообрядчество.

Только Старая Вера может сформировать у растущих безыдейных поколений примат духовного, идеального над мимолётным, телесным. Только так мы сможем воспитать достойных защитников и хранителей Нации.

Старообрядческий поэт Виталий Гриханов писал:

лВы сожжёте наш дом Ц

Сами мы не сгорим,

Вы хлеба наши топчете Ц пусть;

Мы не Мерв, не Хорезм,

Не Царьград и не Рим,

Мы сильней, мы священная Русь!╗[23].

У топора будущего только одно лезвие Ц духовное. Материального нет, оно источилось о столетия западной плоти. С другой стороны этого топора Ц обух. Он не рассекает, а оглоушивает. Ослепляет Обществом Спектакля, обществом всемерного и всемирного Отчуждения.

Победит в этой войне тот, у кого самый острый топор.

 

Кирилл Товбин


 

[1] Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием в России сегодня Ц М., 2002; Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. В 2 тт. Ц М., 2002.

[2] Шафаревич И.Р. Русофобия. // Есть ли у России будущее?: Публицистика. Ц М.: Советский писатель, 1990; Шафаревич И.Р. Есть ли у России будущее? // Есть ли у России будущее?: Публицистика. Ц М.: Советский писатель, 1990; Шафаревич И.Р. Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью. Ц М.: Русская идея; Москва, 2000; Шафаревич И.Р. Духовные основы российского кризиса ХХ века. Ц М.: Издательство Сретенского монастыря, 2001.

[3] См. книги А.Г. Дугина лКонсервативная революция╗, лТамплиеры пролетариата╗ и др.

[4] Бердяев Н.А. Размышления о русской революции. // Новое средневековье. Ц М., 1990, С. 47.

[5] См.: Фромм Э. Бегство от свободы. // Догмат о Христе. Ц М.: Олимп; АСТ-ЛТД, 1998, С. 15-88.

[6] Платон: лЕНа высшей ступени Ц разум, на второй Ц рассудок, третье место удели вере, а последнее Ц уподоблению╗ (Платон. Государство. Ц М.: Мысль, 1998, С. 266.).

[7] лИстинная наука есть законное созерцание; истинная практика есть самопроизвольное развитие и искусство; истинная религия есть чувство и вкус к бесконечному. Желание иметь одну из них без остальных или мнить, что имеешь её Ц это есть дерзостный, высокомерный обман.╗ (Шлейермахер Ф.Э.Д. Речи о религии к образованным людям, её презирающим. Ц Спб.: Алетейя, 1994, С. 77.)

лЯ должен ограничить область знания, чтобы дать место вере, так как догматизм метафизики, то есть предрассудок, будто в ней можно преуспеть без критики чистого разума, есть источник всякого противного нравственности неверия, которое всегда имеет в высшей степени догматический характер.╗ (Кант И. Критика чистого разума. Ц М.: Наука, 1998, С. 43.)

[8] Корнев С. Трансгрессивная революция. //  http://kitezh.onego.ru/trans_re.htm

[9] Фома Аквинский. Сумма теологии. I:97:4.

[10] Соловьёв В.С. Русская идея. // Спор о справедливости. Ц М.: Эксмо-пресс; Харьков: Фолио, 1999, С. 623.

[11] Иларион Киевский, миторополит. Слово о Законе и Благодати. // http://philosophy.allru.net/perv27.html

[12] В кн.: Малинин В. Старец Елеазарова манастыря Филофей и его послания. Ц Киев, 1901, С. 50, 55.

[13] Розанов В.В. Тёмный лик: Метафизика христианства. Ц М., 1993, С. 156.

[14] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. // http://narod.yandex.ru/100.xhtml?patriotica.narod.ru/history/berd_istoki.zip

[15] Леонтьев К.Н. Византизм и Славянство. // Избранное. Ц М.: Рарогъ; Московский рабочий, 1993, С. 75

[16] лДо Никона отступника в нашей России у благочестивых князей и царей всё было православие чисто и непорочно и церковь немятежна╗ (Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. // http://philosophy.allru.net/perv320.html).

[17] См. сочинения братьев Денисовых: лПоморские ответы╗, лВиноград Российский, или описания пострадавших в России за древлецерковное благочестие╗;

Денисов С. История об отцах и страдальцах соловецких. Ц М., 2000;

Денисов С. Соловецкое разорение. // Русь православная. Ц 2002. - № 62, С. 4.

[18] См.: Беляева О.К. Старообрядческая рукописная традиция начала XVIII в. и работа выговских книжников над Поморскими ответами // Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. Ц Новосибирск, 1986. С. 63Ц69; Зеньковский С. Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века. Ц Мюнхен, 1970; Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб.. 1862; Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. Ц М., 2002, а также все прочие исследования Е.М. Юхименко.

 

[19] Шишкин А. Хвалите Господа вси языцы. // Русь православная. Ц 1999. - № 49-50, С. 11.

[20] Шахов М.О.  Проблемы современного старообрядчества. // http://semeyskie.narod.ru/sovr_sh.html

[21] Нынешняя Русь повернётся к старине. Беседа с наставником общины староверов-федосеевцев. // Евразийское обозрение. Выпуск 4. // http://eurasia.com.ru/eo/4-8.html

[22] Дугин А.Г. Старообрядчество и Русская Национальная Идея. // http://rda.rema.ru/idea.shtml

[23] Гриханов В.П. Аввакум. // Стихи и поэмы. Ц Барнаул: Алтайская краевая общественная организация христиан-инвалидов лФонд поддержки строительства Храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви╗, 2002, С. 175.


- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -


Hosted by uCoz