"БРАТСТВО"


Неоднократно и не один уже год в среде как древлеправославных христиан, так и новообрядцев предпринимались попытки к преодолению тягостного для всех нас раскола. Не для кого не секрет, что обе стороны по-своему видят саму возможность, сам акт примирения. Для древлеправославных христиан желаемое единство станет возможным только в случае реального преобразования РПЦ, приведения ее административной и богослужебной практики в соответствие с общими для нас церковными канонами. Мы понимаем, что сравнительно небольшая численность древлеправославных христиан смущает многих новообрядцев, и они задают себе вопрос: а стоит ли вообще уделять внимание столь малой группе каких-то бунтарей, непокорников? Однако коль скоро РПЦ считает себя Церковью Христа, то собирать заблудших ее непосредственная обязанность. И поскольку нас древлеправославных христиан новообрядцы как раз и считают заблудшими (себя мы таковыми не считаем), то выслушать наше мнение и по возможности удовлетворить наши требования новообрядцы просто обязаны. К тому же и непокорство наше идет не от самомнения, ибо свои духовные язвы мы осознаем, но мы боимся, приобщившись к недугам еще более тяжким, лишить себя и вовсе спасения, оскверняя свою совесть общением с людьми, попирающими евангельский и церковный закон. Для того же, что бы нас не обвиняли в пристрастности и наговорах мы дадим слово на нашем сайте новообрядцу Барнаульскому иеромонаху Нафанаилу (Судникову). Те недуги новообрядчества о которых говорит отец Нафанаил и являются для нас помехой в деле преодоления раскола. Если же кто скажет, что и древлеправославные христиане не избежали подобных язв, то мы на это ответим, что мы не желаем усугублять свои недуги, суммируя с ними недуги новообрядчества.

Авторы сайта

 

 

Русская Православная Церковь на рубеже тысячелетий.

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2,15).

Минуло второе тысячелетие от Рождества Христова - наступило третье. Что представляет собой Русская Православная Церковь на грани тысячелетий? Каковы Её перспективы? Что сегодня происходит, рост и утверждение Церкви или подмена и выхолащивание внутреннего содержания при бурном восстановлении внешних атрибутов церковности? И какова программа дальнейшего бытия православных в неудержимо враждебном, безумном мире? Минувшее десятилетие было десятилетием свободы Церкви в России от прямого диктата безбожных властей, при этом выяснилось, что семидесятилетнее порабощение России не прошло для Церкви даром: оказалось, что Церковь тяжело больна. Болезни её многочисленны и разнообразны, но суть их в общем одна - оскудение веры и обмирщение Церкви, ярко проявляющееся в отступлении от святоотеческого (канонического) устройства Церкви и форм церковной жизни. Много сил в последние годы было потрачено на борьбу с "православным" экуменизмом и модернизмом, но необходимо чётко понимать, что эти явления - всего лишь симптом тяжёлой внутренней болезни. Эта болезнь является следствием того, что Церковь сегодня не имеет чёткой ориентации на незыблемую основу всего земного бытия Церкви - правила Апостольские, Семи Вселенских и Девяти Поместных Соборов и Святых Отцов. Теоретически эта ориентация присутствует: всем священникам обучающимся в духовных семинариях говорится о важности и незыблемости православных канонов и, более того, все архиереи и священники Православной Церкви перед рукоположением присягают перед Крестом и Евангелием соблюдать святоотеческие каноны. Но... нарушать их начинают практически все с первых дней своего служения, так как руководствуются существующей практикой, которая уже в прошлом веке во многом не соответствовала святоотеческим правилам, но за годы богоборческой власти приняла вовсе недопустимые формы. Эти формы и тогда не имели серьёзного оправдания, а сегодня становятся и вовсе преступными, при полном равнодушии священноначалия, священства и незнании, а отсюда и молчании мирян.

Вот конкретные примеры:

1) Спасение начинается с покаяния, духовного перерождения и Крещения человека.

Святыми Отцами предусмотрено следующее: человек, по какой-то причине желающий креститься, приходит в храм, над ним прочитываются огласительные молитвы (среди них присутствуют заклинательные молитвы, освобождающие от бесовской власти), затем совершается исповедь (пока без отпущения грехов), и с тех пор человек принимает на себя все обязанности христианина. В последующее время происходит обучение оглашенного основам православного вероучения, и, в то же время, наблюдение за ним - Бога ли он ищет, или чего-то другого. Если видно, что оглашенный живёт по-христиански, не мыслит своего существования без Церкви и достаточно научен основам веры, тогда по прошествии испытательного срока (в древности 3-5 лет) тогда над оглашенным совершается Таинство Крещения полным погружением в большой купели или водоёме.

Современная практика предполагает следующее: человек приходит в храм, оплачивает по установленному тарифу крещение, 15-30 минут слушает лекцию по  Православию, затем совершается Крещение над небольшой купелью поливанием головы. В результате человек становится крещёным, но, увы, не христианином, т. к. 99% "крещёных" в храм ходить не считают нужным. После всех перечисленных действий на священника ложится ответственность за преступление десятков канонических  правил: симонии (назначение мзды за совершение священнодействий), крещения без научения и испытания веры, крещение мочением волос вместо погружения.

Результат: происходит профанация таинства, человек не возрождается духовно, и, следовательно христианином не становится; Церковь обманывает человека, утверждая, что отныне у него есть надежда на спасение; Церковь укрепляется экономически, т. к. прибыль от крещений - важная статья церковного дохода.

В случае наведения порядка: резко уменьшится количество крещаемых, т. к. большинство крестится на всякий случай, или чтобы пойти к экстрасенсу, колдуну, бабке и т. д.; исчезнет денежный доход за крещение; из числа крещаемых увеличится количество верующих, обученных, по-настоящему воцерковлённых христиан - т. е. увеличится Христово стадо.

 

2) Таинство Покаяния называют вторым Крещением, оно сопровождает христианина на протяжении всей жизни. Одним из главных моментов Покаяния является устное исповедание грехов перед священником. Важным моментом является также и епитимия, налагаемая в том случае, если грех глубоко укоренился в душе кающегося. Даже более того, в случае смертного греха священник обязан запретить человеку приступать ко Причащению на какой-то срок, т. к. от Причащения не будет пользы без должного глубокого покаяния и исправления. Сегодня нередко в храмах можно встретить т. н. "общую исповедь", при которой священник перечисляет грехи, а стоящие мысленно в них каются, после чего все друг за другом подходят под епитрахиль и без исповеди получают разрешительную молитву. Естественно предположить, что Таинства при этом не совершается вовсе. Об епитимии многие почти и не слышали, настолько смутны понятия о духовной жизни у многих священников. Следствием этого становится то, что, приступая к Таинству Причащения, многие плохо понимают, что значит быть "достойным" или "недостойным" Причащения, готовым или не готовым. Естественно, что по большому счёту мы никогда не достойны принятия Тела и Крови Христовой. Но готовность наша выражается в мире со своей совестью после усердной исповеди и Покаяния. Искреннее раскаяние приносит нам решимость бороться и противиться греху и дерзновение уповать на Бога в надежде, что Причащение Святых Тайн будет нам во спасение, а не в осуждение. Как следствие - порочная практика: человек приходит первый раз в храм, исповедуется, и сразу подходит к Причащению, не осознавая величия Таинства, не имея страха и не понимая, что приходить нужно в Церковь целиком и навсегда, а не заглядывать в храм несколько раз в год. Таким образом, в Церкви много людей, о которых не знает ни один священник: верующие они или не верующие, чем живут и к чему стремятся.

 

3) Очевидной становится открытая коммерциализация Церкви. Вспомним, что Христос, являя собой крайнюю степень смирения и кротости, дважды изгнал бичом из храмаv торгующих, причём изгнал не из самого храма, а из одного из притворов. Сегодня торговля в храме - основной источник дохода в Церкви, несмотря на то, что 76 правилоVI Вселенского Собора запрещает торговлю в церковной ограде. Более того, за совершение некоторых таинств (крещения, соборования, бракосочетания) и богослужений (отпевание, молебен, молитвенное поминовение) назначена определённая плата, что по 23 правилу VI Вселенского Собора именуется симонией. Какой же выход, ведь Церкви нужны деньги? Совершенно очевидно, что поставить ларёк для продажи свеч и прочего вне церковной ограды - дело нескольких дней. Но главное не в этом. Главное в том, что при храмах практически отсутствуют общины верующих, на добровольные пожертвования которых (десятина и пр.) должны существовать приходы. Сегодня Церковь существует, в основном, за счёт неверующих, крестят и отпевают людей практически неверующих, покупают свечи и крестики люди в большинстве неверующие. При этом на некоторых городских приходах ежемесячный оборот - от нескольких десятков тысяч, до нескольких миллионов рублей в крупных городах, и даже десятков миллионов рублей в Москве. Ежемесячный доход священства также колеблется от нескольких сот рублей на маленьком деревенском приходе, до нескольких десятков тысяч неучтённых долларов у некоторых архиереев. Предполагается, что для "возрождения православия" необходимо искать источники денег, но очень часто и на тех приходах, где денег много, нормальная христианская община отсутствует. Как и с Крещением, в данном случае имеет место обман, или ложная ориентация верующих на магазинные отношения: заплатил - получил, вместо христианской добровольной жертвы на содержание священства со стороны мирян, и безкорыстной искренней молитвы со стороны священников. Эти "магазинные" отношения настолько укоренились, что миряне, да и священники воспринимают их как незыблемую основу "церковности".

 

4) Православное богослужение в храме страдает отсутствием элементарного порядка: при непрерывной торговле во время богослужения, при хождении людей забежавших "поставить свечку", и, как следствие, шуме и мелькании в глазах, весьма проблематично сосредоточенно внимать словам богослужения. Добавьте сюда неуставное многоголосное пение, при котором почти невозможно расслышать незнакомые тропари и стихиры, и у вас есть все предпосылки заскучать в храме. О сокращении устава можно даже не говорить: сокращается даже литургия, а о том, что в будни утреня служится утром забыли все, и вспоминать почти никто не хочет: даже в Троице-Сергиевой лавре, в стенах которой и Семинария и Академия, в будни утреня служится вечером, и уже после неё, вопреки уставу и просто здравому смыслу, утром совершается полунощница. В дополнение ко всему каждый день совершается отпевание над неверующими и даже некрещёными (бытует такое мнение, что "погружённых" отпевать можно несмотря на то, что они всю жизнь в храм ни разу и не заглянули).

 

5) Таким образом, "возрождение православия" мы попытались поставить на конвейер, забыв, что души людей требуют индивидуального подхода, что обучение и воспитание каждого христианина требует больших затрат времени и сил, которые потом сказываются сторицею. Также нужно отметить, что массовое рукоположение двадцатилетних юнцов после духовного училища или семинарии чревато тем, что укоренившаяся порочная практика грубого искажения церковной жизни набирает дополнительную инерцию, и очень трудно будет лечить застаревшую болезнь в будущем, вместо лекарств принимая средства усугубляющие болезнь в настоящем.

 

6) Необходимо честно сказать, что сегодня Русская Православная Церковь сориентирована не на верных, но на внешних, на секулярное общество постсоветской России. Это было бы хорошо, если бы речь шла о проповеди православного благочестия, но речь идёт: во-первых, о добыче денег у неверующих для "возрождения православия"; во-вторых, о пресмыкательстве перед любой властью высшего церковного священноначалия; в-третьих, об экуменизме и молитвах с иноверцами. Церковь не должна, конечно, замкнуться на своих внутренних проблемах, но для того чтобы иметь дерзновение проповедовать миру, обличать зло и ереси, необходимо навести порядок в Церковной ограде. Нужно перестать делать проходной двор из православных храмов, нужно покаяться всем, признать, не стыдясь хулителей и гонителей Церкви, что виноваты не мы, а я: я - патриарх, я - епископ, я - священник, я - мирянин.

 

Открывая болезни Церкви, мы не преследуем цель выставить на позорище её грехи и дать лишний повод её врагам. Главный вопрос в другом: есть ли у нас достаточно веры, чтобы мы смогли покаяться и остановить стремительное падение в бездну, или всё-таки раскол между "православными либералами" и "ревнителями благочестия" неотвратим? Тем более, что если раскол состоится, то он состоится не на две части, а на много частей: на "экуменистов-модернистов", "умеренных", "православных сталинистов", "истинных православных", "катакомбников", "зарубежников" и т. д. и т. п. С кем останется Христос? И что нам делать сейчас? Сейчас готовится (или не готовится, а откладывается) Поместный Собор. Этот Собор должен в законодательном порядке подтвердить верность Русской Православной Церкви своему каноническому устройству: возродить институт оглашенных (хотя его никто не отменял, но он практически отсутствует), при этом на "оглашенные изыдите" оглашенные, иноверцы и "прохожане" должны покидать храм; запретить крестить без оглашения, запретить крестить обливанием, а тем более мочением волос; детей крестить только в том случае, если родители и крёстные воцерковлённые (верные); запретить причащать, венчать и отпевать людей нецерковных; запретить взимать плату за совершение молитвословий; запретить торговлю в пределах церковной ограды; запретить всякое молитвенное общение с "инославными" ииноверцами. Бог судья патриарху Сергию и всем иерархам пресмыкавшимися перед безбожниками и лгавшими на весь мир о "свободе церкви". Мы не жили в то время, нас не убивали в лагерях и тюрьмах, поэтому мы судить их не имеем права. Но сейчас, когда есть хоть какое-то подобие свободы Церкви, мы должны торопиться использовать этот момент и соборно признать свой грех, хотя бы сейчас отказаться от принципа печально известной "Декларации" 1927 года.

Неизвестно, когда состоится Поместный Собор, а если и состоится, то вряд ли подобные действия будут предприняты - сильно уж омертвела наша Церковь. Но что же делать?

Вот что: каждый мирянин, священник, епископ, желающий наследовать Царство Небесное, должен изучать Священное Писание и православные каноны. Каждый должен исполнять эти правила в своей личной жизни. Каждый православный должен наводить порядок в своём приходе. Каждый православный должен называть вещи своими именами в своей епархии. Благословение или не благословение священника и епископа имеет силу только в том случае, если оно преподаётся в соответствии с православной верой, а не со своим мнением - "Итак, для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь, и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца" (Малах. 2,2). В любом случае, на любое благословение мы имеем право спросить почему так, а не иначе. В то же время, нужно крайне опасаться расколотворчества в отношении иерархии. Хотя подозрительности в адрес священников не избежать - в сильно уж страшное время мы живем. Нужно забыть на время, что такое непоминовение, раскол и т. д., если дело конечно не касается явной ереси. Много сил необходимо приложить на возрождение православных общин. Они должны в идеале быть на основе прихода, но если поп неверующий, или есть какая-то другая причина, тогда христианская жизнь общины может существовать в форме братств, движений, союзов и т. д. Нужно готовить людей к грядущим испытаниям, сильно уж актуален вопрос: не в последнее ли время мы живём? Не нам ли придётся поклониться антихристу? Или может лучше пытаться готовиться к смерти и страданиям?

Преподобный Оптинский старец Анатолий (Потапов, 1922 г.) писал: "ереси распространятся повсюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не будет грубо отвергать догматы Святой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать переданные Св. Отцами от Духа Святаго учение Церкви, и самый дух его и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг и благочестие будет в пренебрежении... Посему, сын мой, как увидишь нарушение Божественного чина в Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, - знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут до времени скрывать своё нечестие или будут искажать Божественную веру незаметно, чтобы ещё более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети. Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не потерпит благочестия. Узнавай их, сих волков в овечьей шкуре, по их горделивому нраву, властолюбию.... Будет на малодушных тогда большое уныние, но ты, сын мой, радуйся, когда доживешь до этого времени, ибо тогда верующие, не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно только стояние в вере по слову Господа (Мф. 10,3)".

При этом, мы должны опасаться не только фальшивого православия, но и фальшивого "ревнительства". Слишком часто нам приходиться видеть "ревнителей", борцов с экуменизмом, модернизмом, католицизмом и т. д. ведущих отнюдь не благочестивый образ жизни. Слишком уж нередко встречаются "православные патриоты" - монархисты даже среди священников, любящие за пьяным столом поорать "Боже, Царя храни", а на утро, после служения литургии, спешащие похмелиться. Слишком уж часто "ревнители" - священники до хрипоты ругают иерархов-экуменистов, а на следующий день устраивают экуменизм на своих приходах: крестят и отпевают неверующих (а это прямое молитвенное общение), имея с этого некоторый доход. Слишком уж непонятен среди некоторых обличителей "сергианства" "лёгкий флирт (или блуд?)" с коммунистами, с подведением под это дело идеологической базы "православного сталинизма". Так будем же бдительны, братия, - "но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1, 8). "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Пет. 5, 8).

Иеромонах Нафанаил (Судников)

г. Барнаул


- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -


Hosted by uCoz