"БРАТСТВО"


 

Омертвение веры

 

I.

Христос- это   Личность. Он Тот кто знает наши нужды, чувствует нашу боль и сострадает нашим слабостям. В обмен на доверие Он предлагает простить грехи, ходатайствовать за нас и привести к Отцу. Он страдал за нас, умер и воскрес из мертвых чтобы показать что Он есть Тот, кем называл Себя. Победив  смерть, Он показал, что может спасти нас от грехов, жить в нас и привести нас  к вечной и счастливой жизни. Он предлагает Себя как дар всякому верующему в Него (Евангелие от Иоанна, 20гл., 24-31 стихи). Спасение, предлагаемое Христом, не награда за религиозные старания, а дар всякому кто доверится Ему. "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Ефесянам 2:8-9).

 

Религиозная система это вера в Бога, посещение религиозных служений, крещение и причащение. Религиозная система это традиция, ритуал, церемония и изучение разницы между правильным и неправильным. Религиозная система это чтение и запоминание Писания, регулярные молитвы, благотворительность и соблюдение религиозных праздников. Религиозная система это пение в хоре, помощь бедным и исправление соделанного зла. Религиозная система это – футляр веры. Она помогает человеку хранить и укреплять веру в Исуса Христа, но если вера угасает или извращается то, религиозная система   становиться  могилой для души.

Мертвая религиозная система это - то, что практиковали фарисеи -  консервативные духовные лидеры, которые ненавидели Христа до такой степени, что требовали Его смерти. Они ненавидели Его не только за то, что Он разрушил их традиции, чтобы помочь людям (Евангелие от Матфея, 15гл., 1-9 стихи), но еще и потому что за внешней религиозностью Он видел их истинные сердца.

Исус уподоблял религиозных фарисеев мойщикам посуды, которые очищают чашу снаружи, при этом оставляя её грязной внутри. Он говорил: "ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете; а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?" (Луки 11:39-40). Исус знал, что человек может измениться снаружи, не меняясь внутри (Мат. 23:1-3). Он знал, что религиозные верования и церемонии не могут изменить сердца. Христос сказал одному из самых религиозных людей того времени, что человек, не родившийся свыше, от Духа, не может увидеть Царствия Божия (Иоанна 3:3). Но с того времени и до сих пор большинство   людей в мире забывают, что религиозная система, сама по себе, способна лишь изменить нас внешне, тогда как изменить сердце может только Христос.

Религиозная система   дает образец правильного поведения и взаимоотношений, но она, сама по себе, неспособна, оказать реальную помощь и поддержку тем, кто осознал, что он не в состоянии жить в соответствии с этими стандартами. Ложно-религиозные люди считают, что догмы и обряды религии в состоянии совершить то, что может сделать только Христос. С удвоенной энергией они вступают на новый жизненный путь и с рвением слепо  повергают себя в зависимость от людей, которые променяли живое общение с бесконечно любящим Спасителем на   систему правил и обрядов. Религиозная система важна только когда она на своем месте (Иакова 1:26-27), когда она направляет нас к Христу  (Гал.2:20; Титу 3:5).

 

II.

Вот что писал византийский богослов XIV века Григорий Палама: “[...] на основании противоположного, т.е. пресыщения и неумеренности, можно видеть, какую пользу приносит пост. Ибо в течение предыдущих двух недель пресыщение и неумеренность весьма овладели (нашим) городом; и посему - смятения и крики, драки и беспорядки, распутные песни, сатанинские хороводы и непристойный смех; а на этой неделе наставший пост все изменил на более достойное поведение и, изгнав связанные со многими расходами заботы суеты и сдержав тяжкий труд оставленного без дела желудка, перенес нас на дела покаяния и убедил нас делать пищу не гибнущую, но пищу, пребывающую в вечную жизнь. Где теперь заклание бессловесных животных, и чад, и всевозможные приготовления тонких кушаний, и тщания поваров? Где перебегающие дороги и бесчинные, оскверняющие воздух, вопли? Где повсюду стучащие в трещотку и играющие на флейтах, веселящие дома и трапезы, и совозлежащие, сорукоплещущие и, под тимпаны и флейты выступающих, неумеренно напивающиеся? Где проводящие день и ночь в пирах? Где высматривающие, где будет попойка, забирающие друг друга на пьянство и на позор, проистекающий от пьянства? – Но лишь водворился пост, все злое исчезло, и вместо него пришло все хорошее. Вместо непристойных песен – ныне священный псалом воспевается устами; вместо неподобных хороводов – ныне спасительная печаль и слезы; вместо беспорядочной беготни и блужданий – общее всем устремление во священную Христову церковь” (из гомилии ”О Посте”).

Григорий Палама обличая нравы, в тоже время обличает религиозную модель  Византии весьма далекую от христианства. Получается, что после тысячи лет (с IV по XIV века) пребывания в лоне Церкви люди не имеют страха Божиего, и лишь в определенные дни ими выказывается некое подобие жизни по Евангелию... Разгул, покаяние, снова разгул. Таковы привычные циклы древневизантийской религиозной жизни, повторявшиеся из века в век, пока Бог не попустил прекратиться этому спектаклю. Так как религиозная система не может изменить сердце, она лишь пытается управлять людьми с помощью правил и постановлений. Без личной, живой веры во Христа Спасителя, все теряет смысл…

 

III.

Идя Христовым путем, нельзя надеяться на одну религиозную систему и свои силы. Если бы Исус Христос, наш великий Благодетель, не помогал нам на каждом шагу, то никто не мог бы достичь спасения. Даже Апостолы, когда остались предоставленными самим себе, не смогли идти за Исусом Христом, а малодушно разбежались. Когда же в день Пятидесятницы они получили помощь свыше, тогда с радостью пошли Его путем, и уже ни опасности, ни трудности и ни даже самая смерть не страшили их.

В чем состоит помощь, которую дает Исус Христос идущим за Ним? Помощь эта —благодать Духа Святого. Благодать Божия со всех сторон окружает нас, и ею Господь влечет нас к Себе. Всякий, кто только хочет, может получать эту Божественную помощь и укрепляться ею.

Дух Святой, будучи Богом, единосущным Отцу и Сыну, дает всему жизнь и силы. Он дает верующим мудрость, внутренний мир и воодушевление — не по их заслугам, а ради Исуса Христа. В чем именно помогает нам Дух Святой и как привлечь к себе благодать Святого Духа, этому нас поучает Слово Божие:

1. Дух Святой, вселяясь в человека, дает ему веру и свет: «каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:7-11). Без Духа Святого никто не может иметь живой истинной веры, и без Его просвещения даже самый великий ученый в делах Божиих — полный слепец. И напротив, Дух Святой может сделать мудрым даже последнего простеца и открыть ему великие тайны Божии.

2. Дух Святой, вселяясь в человека, приносит с Собой истинную любовь, которая согревает его сердце: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5). Эта любовь воодушевляет человека на добрые дела, так что для него уже нет ничего трудного или страшного; и заповеди Божии, которые раньше казались ему трудными, теперь становятся легкими. Вера и любовь, даруемые Духом Святым, это такие сильные средства, что имеющий их может легко и с радостью идти по пути, которым шел Исус Христос.

3. Дух Святой исправляет мировоззрение и настроение, так что человек перестает прельщаться временными благами: «живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим.8:8-9). Пользуясь с благодарностью тем, что Бог дал, христианин не привязывается ни к чему своим сердцем, но чувствует себя гостем в этом мире и больше всего желает общения с Богом. Человек же, не имеющий Духа Святого, при всей своей учености и больших способностях всегда остается поклонником мира и рабом своей плоти.

4. Дух Святой умудряет человека: «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1Кор.2:12-13). Это особенно ярко видно на примере святых Апостолов. По происхождению они были людьми самыми простыми и неучеными, а после сошествия на них Святого Духа в день Пятидесятницы они получили такую мудрость и силу слова, что даже философы и риторы не могли противостоять им. Дух Святой всегда вразумляет человека: что, когда и как ему надо делать. Так, например, человек, имеющий в себе Духа Святого, всегда найдет средства, и время для спасения своей души. И среди мирского шума и при всей своей занятости он сумеет сохранить внутреннюю собранность, углубиться в себя и помолиться Богу; в то время как недуховный человек даже в храме Божием не может сосредоточиться и сердечно помолиться.

5. Дух Святой дает подлинную радость и непоколебимый мир: «ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). Человек, не имеющий в себе Духа Святого, никогда не может по-настоящему радоваться или обрести душевный мир. Когда он веселится, веселье его сиюминутно, всегда пустое и жалкое, иногда даже греховное. После веселья человеком овладевает скука еще более томительная. Подобным образом, когда недуховный человек чувствует спокойствие, то это не подлинный духовный мир, а своего рода дремота или апатия. И горе человеку, если он вовремя не очнется и не начнет заботиться о спасении души!

6. Дух Святой дает истинное смирение: «ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис.57:15). Даже самый разумный человек, если не имеет Духа Святого, не может знать себя достаточно хорошо, потому что эта внутренняя болезнь и духовное убожество скрыты от него. Когда он делает добро или поступает честно, то становится надменным и начинает смотреть свысока на других, и даже осуждать тех, кто, по его мнению, хуже него. По своей слепоте многие самодовольные мнимые праведники не просили у Духа Святого вразумления и помощи, и потому погибли. Но Дух Святой всегда приходит на помощь к человеку, просящему вразумления и помощи. Как яркий луч солнца, проникнув в темное помещение, выявляет мельчайшие детали всего, что находится в нем, так и Дух Святой, вселившись в человека, обнажает перед ним всю убогость и растление его души. Озаренный небесным светом, человек уже не может обращать внимания на свои мелкие добродетели, когда душа его нуждается в исцелении от стольких язв. Сознавая себя худшим из людей, человек смиряется, начинает истинно раскаиваться и принимает решение жить осторожнее. В отношении же добрых дел он перестает рассчитывать на собственные свои силы и просит Бога наставить и помочь ему.

7. Дух Святой дает горячую истинную молитву: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26). Никто, пока не получит Духа Святого, не может молиться молитвой, вполне угодной Богу, потому что его мысли и чувства рассеиваются в разные стороны. Человек же, в котором обитает Дух Святой, живо чувствует присутствие Божие, молитва его льется плавно, и он знает, как и о чем просить Бога. В таком состоянии молящийся может все испросить у Бога, даже то, что по человеческим понятиям невозможно.

 

Дорогие братья, давайте будем всегда помнить что, Древлеправославная Церковь существует не для того чтобы просто хранить древние религиозные обычаи, а  для того, чтобы сделать видимым Царство Божие народам мира и чтобы стать домом для всех людей, ищущих Христову  Церковь!

 

Иван Наговицын


- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -


Hosted by uCoz