"БРАТСТВО"


ПОЧЕМУ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

ИЗБРАЛИ ПАТРИАРХА?

Этот вопрос нам задавали уже не раз. Наши пастыри неоднократно на него отвечали. Но поскольку страсти вокруг данного вопроса не утихают, а даже время от времени разгораются с новой силой, то попытаемся, еще раз, вкратце на него ответить.

 Патриаршество способствует объединению, процветанию и распространению Древлеправославного Христианства. Главная задача Патриарха - возглавлять и объединять духовенство.

В творениях Св. Василия Великого мы читаем: "Всякое благочиние и согласие между многими до тех пор держится с успехом, пока сохраняется общая всех благопокорность одному какому-нибудь начальнику; а всякое разногласие и раздор, также многоначалие бывают следствием безначалия" (Творения Св. Василия В., Сергиева Лавра, 1901, часть V, стр. 7.).

Св. Иоанн Златоуст так формулирует тот же принцип: "Везде Бог устроил степени и разнообразие власти, чтобы всё пребывало в единодушии и великом согласии"(Творения, изд. СПБ Дух. Академии, том X, стр. 346). В другом месте Златоуст высказывается еще яснее: "Мы все братья, и Один у нас Наставник (Христос); но и между братьями надо, чтобы один давал приказания, а остальные слушались" (Тамже, том IX, кн. I, стр. 41.).

Св. Киприан Карфагенский в Книге о единстве Церкви пишет: «Господь говорит Петру: и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 18- 19). И опять Он говорит ему же по воскресении своем: паси овцы Моя (Ин. 21, 16). Таким образом основывает Церковь Свою на одном. И хотя по воскресении своем Он наделяет равной властью всех апостолов, говоря: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21-23); однако, чтобы показать единство [Церкви], Ему угодно было с одного же и начать это единство. Конечно, и прочие апостолы были то же, что и Петр, и - имели равное с ним достоинство и власть; но вначале указывается один, для обозначения единой Церкви».

Того же принципа придерживались, так или иначе, и другие Отцы Церкви, и все основатели монашеских общежитий. В Русской Древлеправославной Церкви этот святоотеческий принцип последовательно применяется. Истоки соборности как коллегиальной формы управления Церковью восходят к Святым Апостолам, которые получили свою власть от Исуса Христа. Апостольская Церковь, хотя и была поначалу немногочисленной, тем не менее, в ней от начала было единоначалие при подлинной соборности. Первым земным патриархом Церкви был Св. Апостол Петр. Св. Иоанн Златоуст в своих творениях не раз подчеркивал что Св. Петр был не только первым среди равных, но и главой Апостолов. Зачем понадобилось первенство Петра? По мнению святого Киприана, епископа карфагенского, это было необходимо для того, чтобы и при коллегиальности сохранилось и было подчеркнуто единство Церкви.

Патриаршество есть нормальный канонический строй Церкви, поэтому он должен существовать не зависимо от того хотим мы этого или не хотим: Епископам всякогонарода подобает знати первого в них и признавати его яко главу (34пр. св.Апостолов). Тем более что, Русская Древлеправославная Церковь не учредила Патриаршество а восстановило его. Учреждено же оно было в 1589 году с согласия всех патриарших престолов Кафолической Церкви. Так как, мы считаем РДЦ правопреемницей исторического Русского Православия, то наши иерархи были просто обязаны вернуть Патриаршество.

Без Патриаршества нет истинного христианства. Патриарх - гарант единства Древлеправославной Церкви. Единоначалие Патриарха необходимо для поддержания порядка внутри Церкви. Все древлеправославные архиереи равны между собой, однако Патриарх является первым из них. В его компетенцию входит как управление своей патриаршей областью, так и общий контроль происходящих во всей Церкви событий, созыв Соборов и, традиционно, (в силу исторически сложившихся обстоятельств) хиротония нового духовенства. Патриарх в свою очередь однозначно подчинен и подотчетен Собору Церкви.

Древлеправославные христиане дорожат Патриаршеством потому, что сыновняя преданность Патриарху укрепляет братскую любовь, смягчает разногласия, сближает умы и сердца, охраняет соборную жизнь Церкви и в этом отношении углубляет жизнь во Христе, делает её более сознательной, жертвенной, устойчивой. Отцы Церкви знали, что соборность, единодушие, братская сплоченность обеспечивается единоначалием и в современном Древлеправославии этот принцип осуществляется на деле.

И. Н. Наговицын.


- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -


Hosted by uCoz