"БРАТСТВО"


Данная статья написана Иаковом Алексеевичем Богатенко, знаменитым старообрядческим иконописцем, знатоком знаменного пения и неутомимым охранителем благочестивых обычаев Древлеправославия. Хотя данная статья написана почти сто лет назад, она нисколько не потеряла своей актуальности и в наше время. Напротив, если во времена Богатенко рассматриваемая в статье проблема касалась преимущественно лишь городских общин Белокриницкой иерархии, то ныне эта болезнь распространилась повсеместно у всех старообрядцев. И уже, к сожалению, редко можно увидеть общину староверов, где бы все христиане незыблемо держались благочестивых обычаев своих предков.

Авторы сайта


 

ЛОЖНЫЙ СТЫД

В последнее время среди городского старообрядческого общества (особенно в центральной России, например в больших городах, не говоря уже о столицах) – замечается довольно странное и крайне прискорбное явление.

Старообрядческая молодежь, а в последнее время и зрелые возрастом старообрядцы (за весьма редким исключением), начинают, как бы избегать употребления во время молитвы в храмах специальной, установленной вековым обычаем одежды.

Войдя теперь в старообрядческий храм во время праздничной службы, едва ли можно определить (по первому зрительному впечатлению) в какой храм вы вошли – в старообрядческий или в храм господствующей церкви: настолько однородны будут первые ваши впечатления относительно самой разнообразной смесит и пестроты одеяний молящихся. Каждый из них пришел молиться в том платье, какое он считает себе «к лицу». Учащаяся молодежь сверкает блестящими пуговицами форменных курточек и тужурок, солдаты и военные соперничают с ними в этом же отношении своими кителями и мундирами,  деловые люди и служащие надели свои праздничные или официальные сюртуки, пиджаки и визитки (смотря по состоянию), ремесленники и рабочие, в зависимости так же от своего служебного и финансового положения, пришли молиться в своих светских праздничных или рабочих костюмах. И только изредка (из десяти человек – у двух-трех) можно еще видеть старинную русскую молитвенную одежду – полукафтанье или, в просторечии, кафтан. Да и в этих редких случаях эта одежда носится преимущественно стариками, еще не оставившими многих забываемых ныне дедовских обычаев.

Среди молящихся женского пола – конечно еще большая смесь и пестрота одежды. В мужском одеянии, по крайней мере, преобладает черный цвет и, сравнительно, однородный покрой платья. Здесь же вы встретите одновременно и все оттенки цветов, всевозможные фасоны платьев, принимая во внимание, во-первых, - самое яростное соперничество в подражании «самой последней» и, если можно, даже завтрашней моде. О старинной же молитвенной женской одежде, сарафане, - уже почти нет и помину. Постепенно вытесняемые господство моды, они едва ли не окончательно исчезли в городах и столицах; разве только в далеких окраинах России, или в захолустьях еще не вышли из употребления. Но уже и там, по рассказам провинциалов, всесильная мода проникла и в молитвенные дома и храмы.

А между тем, эти два вида старинной русской молитвенной одежды, полукафтанье и сарафан, так незаслуженно и неосновательно теперь забываемые, - имеют все права постоянного существования, подкрепляемого и практическим и религиозным их значением.

Начать с того, что светские костюмы и платья, к тому же подверженные постоянным изменениям капризной моды, - совершенно не удобны и неприменимы для молитвы: узкие костюмы и платья не позволяющие молящимся исполнять как следует (т.е. истово и в достаточной степени усердно)  обязательные для всех правила уставных земных поклонов. Молящийся все время находится в странном и чрезвычайно затруднительном положении: он, быть может, душевно был бы рад поклониться, как и подобает православному христианину, (смешно сказать) его удерживает от этого благочестивого намерения своя же собственная одежда, столь тесная и неудобная для поклонов, что вместо молитвенного смирения она невольно вызывает у него опасение за свою прочность… И вот – вместо настоящего, истового поклона выражающего собою смирение и преклонение перед Богом, - молящийся вынужден делать только намек на земной поклон: осторожно и боязливо склоняет он сначала одно колено, затем другое, а потом, едва кивнув головой к земле, также осторожно подымает ноги. Женщины и девицы, пришедшие в храм в узких платьях, конечно, еще более стеснены в своих движениях и их земные поклоны еще более далеки от настоящего их значения. Будучи скованы корсетом и туго затянутым платьем – они окончательно лишены возможности класть земные поклоны, а, следовательно, лишены возможности воздать должное почтение Богу… таким образом неудобство и практическая неприменимость светской одежды для молитвы – для каждого должны быть очевидны.

Если обратиться к этому вопросу, рассматривая его с религиозной точки зрения, то в этом случае можно видеть еще большее основание в употреблении специальной молитвенной одежды. Полукафтанье и сарафан, предназначаемые лишь для молитвы, обычно и не употребляются помимо их прямого назначения. Миряне не станут надевать эту одежду, чтобы идти в ней гулять, в гости, на свадьбу и т.д. (Духовенство и клир, конечно, являются исключением). В светской же обычной одежде частный человек и мирянин может быть при всяких жизненных обстоятельствах. И в этом случае та одежда, в которой он бывает и на своем деле и во время отдыха или развлечения, - естественно, не должна быть употребляема во время общественных молений в храме. К этому должно обязывать каждого человека простое чувство порядочности, не говоря уже об уважении святого Дома Божия. В обычной жизни считается неприличным придти к светскому человеку на какое-либо официальное собрание или визит в своей обычной домашней одежде. Обыкновенно надевается лучшее платье, причем предпочтение отдается сюртуку или служебной форме. Но в храм Божий почему-то не считается неприличным придти в чем угодно, хотя бы и в том платье, которое сшито, например, специально для свадьбы или театра, и, следовательно, должно, считаться неподходящим для молитвы.

С другой стороны – употребление молитвенной одежды имеет и психологический смысл. Общий и однородный покрой  молитвенной одежды (полукафтанье и сарафан) – имеет скрытый смысл объединения всех молящихся пред лицеем Бога. В храме Божием должны быть все равны: и купец, и ремесленник, и богатый, и бедный. И этот смысл равенства (хотя бы относительный и внешний) – конечно более возможен в осуществлении при употреблении однородной молитвенной одежды.

Переходя теперь к практическому значению молитвенной одежды, мы  должны сказать, что и с этой стороны забвение ее и постепенное устранение из обихода – должно считаться несправедливым и незаслуженным. Молитвенная одежда, конечно, не подвержена влиянию моды и, оставаясь всегда в одном виде, устраняет с этой стороны всякую возможность излишних расходов: полукафтанье и сарафан, сшитые однажды, - могут прослужить несравненно более долгое время, чем обычные костюмы и платья, изменяемые по нескольку раз в году в зависимости от моды и сезона. Для женщин и девиц этот лишний расход должен быть особенно чувствителен именно по указанным причинам. Для лиц же состоятельных, конечно, не может быть никаких затруднений приобрести для себя молитвенную одежду и помимо своего многочисленного гардероба.

Но с глубоким удивлением и недоумением часто приходится наблюдать, что избегают употребления молитвенной одежды в храме – именно лица более или менее состоятельные. Они как бы стыдятся надевать полукафтанье или сарафан, объединяющие их с прочими молящимися и не дающие им никаких видимых преимуществ перед ними. Здесь, кажется,  является вопрос честолюбия и тщеславия, наивно разрешаемый роскошью и пестротою нарядов. Молодежь, которая вообще склонна к щегольству, в данном случае отрицает молитвенную одежду, по всей вероятности, из-за ее покроя, не имеющего ничего общего с модой и ее задачами. К тому же одежда, одинаково пригодная как для старых, так и для молодых, - кажется им вызывающей чувство неловкости и даже стыда.

Но стыд этот – стыд ложный. Молитвенная одежда и предназначена лишь для молитвы, а, следовательно, должна иметь все связанные с этим назначением определенные качества и свойства. Она должна быть скромна, удобна для молитвы и одинакова для всех.

Скромность и удобство покроя ее вызываются ее назначением: для молитвы не требуется одежда, сшитая по моде, но стесняющая движения в поклонах. С другой стороны, костюм или платье, облегающие фигуру – предназначаются для людей, а не для Бога и, поэтому, совершенно не уместны в храме и в молитве, как и все, носящее светский, мирской характер.

Будем надеяться и верить, что старообрядческая молодежь перестанет стыдиться многих вековых обычаев, оставленных в наследие их благочестивыми предками и, отбросив ложный стыд, даст собою благой пример подражания и со стороны старших, легкомысленно ступивших на скользкий путь наивной молодежи.

Я.Богатенко


- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -


Hosted by uCoz