"БРАТСТВО"


О ПАПЕ ЖЕНЩИНЕ

І.

    Вопрос о том была ли женщина римским папой мне не редко приходилось слышать. Многие придают этому вопросу большое значение при рассматривании догмата римской церкви о непогрешимости римского папы, как наместника Христова; и, несомненно, такое или иное решение этого вопроса может иметь значение при полемике с латинянами. Если женщина действительно занимала престол римского первосвященника, то сами католики, несомненно, усомнятся в преемственной непогрешимости этого земного бога. Но была ли в самом деле женщина папой? Возможно ли найти какие-нибудь исторические свидетельства об этом? Не клевета ли это на католическую церковь со стороны ее врагов?.. И историк папства Барониус, живший во 2-й половине XVI века, так н говорит, что сведения о женщине-папе, находимые у прежних летописцев, не заслуживают внимания; то же самое говорят и современные католики. Однако можно ли доверять и свидетельству Барониуса? - Жил он в то время, когда папство боролось с реформацией; несомненно, историк папства того времени, каковым и был Барониус, должен был внушить обществу, что никакого папы-женщины не было, что свидетельство об этом прежних летописцев -одни выдумки...

    Но вот, новейшие исследования по этому вопросу заставляют нас почти с полным доверием отнестись к свидетельствам древних летописцев; а эти летописцы, в течение семи столетий дореформационного периода, свидетельствовали, что в период между папой Львом IV и Бенедиктом III на римском престоле была папой женщина, под именем Иоанна VIII; управляла она римской церковью 2 года, 3 месяца, 4 дня. Кто были эти летописцы? Это были монахи, прелаты, и труды свои они посвящали римским папам. Так, об этом свидетельствует папский историк XII в. Мартин Шкотт и многие другие хроники того времени. Историк папства Лавикомгерий так описывает вышеприведенный факт 854 г. Происшествие, весьма долго считавшееся басней, имело в действительности место; множество свидетельств подтверждает его подлинность. В 854 году, по смерти Льва, появилась на папском престоле женщина, совершающая богослужение, назначающая епископов, дающая свои ноги целовать князьям и народам[1]. О том же свидетельствуют историки - Платин, посвятивший свой исторический труд Сиксту IV. Ранульф, Мартин, ІІоляк, Дамасий, Мариан, Геш, Сигиберт, Петрарка, Боккачио и многие другие, а также большинство хроник.

    Кроме письменных доказательств, существовали доказательства в виде памятников в Риме, Болонье и Сиене.

    Бернет, например, английский епископ, теологь и историк, утверждает, что видел изваяние папессы Иоанны на одной из городских площадей Болоньи.

    В Сиене изваяние Иоанны стояло до времен папы Климента VIII, который приказал сгладить у статуи груди и слелать на ней надпись: папа Захария. Но так как эта подделка вызвала ядовитую критику и на статую наклеивали оскорбительные для пап пасквили, то папа Александр VII 1655 г. приказал убрать с площади эту статую[2]. В Истории Рима Грегоровиуса удостоверяется, что в 1400 году бюст Иоанны в ряду изображений пап украшал стены в прекрасном соборе в Сиене. Изображение это простояло в этом соборе среди пап 200 лет, с надписью: Иоанн VIII женщина из Англии; при Клименте VIII кардинал Бароний настоял на удалении этого изображения, после чего женская фигура обращена была в фигуру папы Захарии.

   Все эти многочисленные и разнообразные свидетельства историков и летописцев заставляют нас поверить, что на римском папском престоле действительно, когда-то была женщина, хотя это и отрицается современными католиками.

II.

    Согласно новейшим исследованиям, биография папы женщины представляется в следующем виде, отец ее был английским монахом, который женился на пастушке по имени Ютта. В 818 году Ютта родила дочь Иоанну и скончалась, когда Иоанне пошел 8-й год. Отец ее проповедовал у саксов-язычников; Иоанна поражала всех своими способностями и очень рано стала помогать отцу в проповеди; когда ей исполнилось 15 лет отец ее скончался. Тогда она поступила в монастырь Блитруды. Блитруда очень полюбила Иоанну и назначила ее хранительницей монастырской библиотеки, состоявшей из 66 томов и считавшейся весьма богатой по тому времени. Иоанна с неимоверным усердием предалась чтению и строго стала исполнять требования монастырского устава. Но вот однажды приор Фульдского монастыря прислал 18-летнего бенедиктинца к Блитруде с просьбой разрешить ему списать послания св. апостола Павла на пергаменте золотыми буквами; имя его Фруменциус. Когшда работа была закончена, Иоанна, полюбившая за это время Фруменциуса, переоделась в бенедиктинского монаха и бежала вместе с ним в Фульдский монастырь; здесь она, не будучи никем узнана, прожила 7 лет. Случайно ее пол был открыт одним аскетом; тогда им обоим пришлось бежать из монастыря; в это время они терпели и голод и холод; находили они приют иногда и в мужских и в женских монастырях, но не надолго. Наконец, в Тулоне они сели на корабль, отправлявшийся в Александрию и поплыли в Грецию; в Афинах они высадились и зажили отшельниками. Иоанна здесь усиленно стала заниматься своим образованием; скоро далеко распространились слухи об уме и красоте брата Иоанна, и со всех сторон стали являться ее почитатели и почитательницы. Это однако не удовлетворяло ее и она стала печалиться о том, что ее обширные познания пропадают даром. Чтобы как-нибудь выдвинуться, она, тайно от Фруменциуса, бежала в Италию, в Рим. Скоро в Риме раздались огненные речи молодого проповедника в монастыре св. Мартина, в коих он нещадно бичевал развращенность Рима; в этом монастыре она прожила 2 года, продолжая усердно заниматься науками. Наконец, на нее обратил внимание и сам папа Лев IV, и он назначил ее своим личным секретарем. Много было на первых порах у нее завистников, но она скоро привлекла их на свою сторону своею скромностью и бескорыстием; - все восхищались патером Иоанном, но вот скончался Лев  IV. Начались выборы нового папы. Конклавов в то время не было. Избирательная борьба продолжалась 4 дня, и избранным в папы оказался патер Иоанн, т.-е. эта женщина Иоанна, под именем Иоанна VIII. Сначала она ревностно взялась за свои сложные дела и старалась удовлетворить требованиям народа; она в непродолжительном времени посвятила 14 епископов, построила 5 церквей. Однако жизнь, полная комфорта и роскоши, скоро ослабила ее рвение; скоро надоели ей и дела, и аудиенции, торжественные богослужения, буллы, преклонения верующих, - и она удалилась в Остию и здесь поселилась на берегу моря. Здесь ее доверенным лицом, ее тайным камергером, был племянник папы Льва  IV Флорус. Для охранения личной безопасности камергер дежурил по ночам у дверей папской спальни и тайна папы ему была открыта прошло уже лето, а папа все оставался в Остии и не собирался в Рим. А в это время Риму и Италии приходилось переживать бедствия: сарацины делали набеги на итальянские берега, разбойники свирепствовали в предместьях города, саранча опустошала поля, общественные кассы были пусты, церкви народом не посещались.

    Римляне негодовали и недоумевали, почему па так равнодушно относится к бедствиям народа. Иоанна, наконец, приехала в Рим. Возмущенная толпа появилась перед окнами Ватикана. Тогда папа, бледный, осунувшийся, показался в окне и возвестил народу, что на следующий же день состоится крестный ход и торжественное проклятие саранчи. Настал роковой день. Папа во главе процессии в 20 000 человек направился к Латеранской площади. Стояла ужасная жара; густая пыль окутывала процессию№; вдруг с папой, Иоанной, случился обморок, и начались преждевременные роды папа свалился с мула и скончался, мертвым оказался и ребенок. Некоторые ханжи закричали: Это чудо!. Но народ с негодованием набросился на лежащего на земле папу.

    Тело Иоанны было погребено на том самом месте, где она была убита; над могилой был поставлен мраморный памятник, изображающий женщину, разрешающуюся от бремени. В конце XVI столетия папа Сикст  V велел уничтожить этот памятник и он был брошен в Тибр[3].

    Вот краткие сведения, согласно новейших исследований, о папе-женщине.

    Невольно приходится верить, что этот прискорбный факт имел место в истории папства. А если это так, то невольно приходится задавать вопрос, что стало с наместничеством и непогрешимостью римского первосвященника? Могла ли считаться эта папесса Иоанна Наместником Христовым на земле, и были ли ее булл, ее распоряжения ex cathedra, непогрешимыми?..

    Credo, quia absurdum!

о.К.Зайц

Краткий комментарий к статье.

Вопрос нужно поставить шире. Непогрешимость можно оставить на время в стороне. А вот на каком основании русская новообрядческая церковь признает папскую преемственность апостольской и благодатной? Вот это действительно вопрос


[1] Laviecmterie: Les erimes des Papes, стр. 250.
[2] Более подробно об этих исторических свидетельствах можно прочесть в книге К.О. Де-Скроховского От мрака к свету или папство и современный мир.
[3] Сведения почерпнуты из очерка д-ра И. фон-Вертера.

 


- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -


Hosted by uCoz