"БРАТСТВО"
СЛОВО БОЖИЕ
Дорогие братья, давайте немного порассуждаем с Вами о том, какое значение в нашей жизни имеет изучение Слова Божьего.
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен(2-е Тимофею 3:16-17).
Священное Писание (Библия) есть начертанное Слово Божие, и содержит знание о Боге и Его воле. Библия непротиворечива и целостна, достаточна для знания о спасении человека. Слово Божие вечно и неизменно, как вечен и неизменен Бог, как вечна и неизменна Его воля. Поэтому, не верить Библии означает не верить Богу.
Священная книга стала необходимой из-за грехопадения. Когда человек согрешил, и он, и его природа изменились, человеческий разум помрачился, и люди больше не могли видеть вещи такими, какие они есть. Исказился и облик природы, на что указывает рассуждение в Книге Бытия о терниях и волчцах. Природа сегодня все еще зеркало, отражающее благодать Божию, но из-за греха она стала как бы кривым зеркалом. Как же человек, с его затуманенным разумом и искаженной природой, может адекватно познать Бога и Вселенную, открыть свою истинную природу и цель своего существования? Как человеку при таких условиях обрести правильный взгляд на эти проблемы? Единственное решение заключается в том, что Бог дает ему Книгу, Библию, где со всей ясностью открывает единственно верную истину об этих предметах и Святым Духом освещает помраченный человеческий разум таким образом, что человек в состоянии понять ее.
Однако Библия делает нечто большее, чем просто истолковывает природу, - она открывает грешнику путь к спасению. Спасение человека центральная тема Библии, неразрывно связанная с запечатленной в Книге книг картиной Вселенной и человеческой жизни.
Основы веры и жизни как они запечатлены в Библии, равно как правда о Спасении, представлены нам в конкретных исторических формах и обусловлены тем, что Библия повествует о реальной истории людей и народов. Однако Библия содержит и основополагающие правила жизни, свод начал, в свете которых она дает определенное видение истории, ее фактов, и согласно которым мы должны строить свою жизнь. Эти вечные начала записаны не только в Новом, но и в Ветхом завете.
Следует добавить, что, читая Библию, верующий человек ощущает дыхание Божие, как бы встречается с Богом лицом к лицу ничто не может быть благодатнее для укрепления веры и утверждения души на путях Божьих. Если чтение Библии станет каждодневным, то в этом случае оно принесет несомненную пользу и не позволит душе зарастать сорняками этого мира. Мы верим, что основополагающие истины доступны каждому верующему, обратившемуся к Библии. Вместе с тем чтение без осмысления Библии, без толкования ее трудных мест, без разъяснения взаимной связи ее различных частей, как правило, не приводит к глубокому и совершенному постижению Божьего Слова. Поэтому так важны для нас учение Церкви, система взглядов и богословские комментарии.
Для понимания Библии недостаточно прочтения ее и запоминания отдельных стихов. Необходимо ее систематическое изучение, что включает в себя постоянное изучение содержания Библии в целом, постижение смысла и духа ее положений, изучение отдельных мест, исследование их контекста, согласование отдельных высказываний со всем текстом, понимание конкретного значения употребленных слов. Полное понимание Библии приводит к пониманию воли Божией.
познавайте, что есть воля Божия (Еф.5:17);
не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его (Кол.1:9);
Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; Твердая же пища свойственна совершенным (Евр.5:13-14);
оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству (Евр.6:1);
они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания (Деян.17:11);
разумеешь ли, что читаешь? (Деян.8:30).
Если какие-либо стихи в Писании вызывают впечатление противоречащих друг другу, их необходимо согласовать через иные стихи, сопоставить с теми высказываниями, которые говорят о том же предмете более ясно. Все должно быть согласовано по принципу: частный случай подчиняется общему правилу, меньшее входит в большее.
Так же и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили (Ин.19:37);
читающий да разумеет (Мф.24:15);
мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, Так как вы отчасти и уразумели уже (2Кор.1:13-14);
он [Ап. Павел] говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. (2Пет.3:16);
При этом, мы должны помнить что, Христос оставил людям по Своем Вознесении гораздо больше, чем Книгу. И ученики Христа - апостолы - в своей проповеди не пересказывают учения Христа. Апостолы говорят об одном: Он умер за наши грехи и воскрес, и в Его воскресении - надежда нашей жизни. Христианство - это сообщество людей, пораженных не столько какой-то притчей или высоким нравственным требованием Христа, а собрание людей, ощутивших тайну Голгофы.
Поскольку Христос касался не только душ апостолов - то исследованию должно подлежать не только то, что апостолы сказали об этом своем опыте. Свидетельства тех, кто в иные времена приобретал опыт, тождественный апостольскому, также должны быть найдены и приняты во внимание. Поскольку "Христос вчера и сегодня, и вовеки Тот же" (Евр. 13,8) - то и свой исследовательский кругозор мы не можем ограничить лишь изучением апостольской эпохи.
Итак, чтобы иметь объективное представление об учении Христа, мы должны прислушиваться не только к голосу Библии, но и голосу Святых Отцов. Но, Святых Отцов, как и Писание, тоже нужно уметь правильно понимать. Здесь очень легко дать волю своему субъективизму.
Как сама по себе начитанность в Библии не гарантирует верного ее понимания, так обстоит дело и с начитанностью в Отцах. Всем известно, что и еретики пользуются свидетельствами Писания. "Пользуются - и притом необыкновенно много. Они рыщут по всем книгам. При своих ли, при чужих, они никогда почти не говорят о своем ничего такого, чего не старались бы оттенить вместе с теми и словами Писания. Возьми сочинения Павла Самосатского, Прискиллиана, Евномия, Иовиниана и прочих заразителей, - и ты увидишь в них несметное множество свидетельств; не найдешь ни одной почти страницы, которая не была бы подкрашена и расцвечена изречениями Нового или Ветхого завета. Они знают, что зловонные извержения их едва ли кому могут скоро понравиться, если оставить их испаряться в том виде, как они есть, и потому орошают их как бы ароматом глаголов небесных, чтобы тот, кто легко презрел бы заблуждение человеческое, нелегко отвернулся от вещаний божественных. Они поступают подобно тем, которые, желая смягчить для ребенка остроту какого-нибудь питья, сначала обыкновенно мажут ему губы медом, чтобы неопытное дитя, предощутив сладость, не испугалось горечи" (преп. Викентий Лиринский. Напоминания 1,25).
Но если можно так обращаться с Писанием - то мы должны быть готовы и к тому, чтобы встретить подобное обращение и с Отцами. Каждый человек - даже святой - остается человеком своего времени и несет в себе некоторые предрассудки своего века, иногда не замечая их расхождения с Евангелием.
Святой - это не безгрешный человек и не безошибочный. Бывали у Святых и личные грехи, и богословские заблуждения, нравственные ошибки. Что касается первых - то на эту тему было даже соборное предупреждение, призванное избежать обоготворения Святых Отцов. "Определено относительно изречения святого Иоанна Апостола: "Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас (1 Ин. 1,8). Кто речет: смиренномудрия ради не подобает глаголати яко греха не имамы, а не ради того, что истинно есть: тот да будет анафема. Сие говорится не по смиренномудрию только, но по истине" (Правило 128 Карфагенского собора). "Определено и сие: аще кто полагает, яко самые слова молитвы Господней, в коих говорим: остави нам долги наша, святыми произносятся по смирению, а не по истине, да будет анафема" (Правило 130 Карфагенского собора). Святость не равна безгрешности. Святой - это кающийся грешник. Это человек, который покаянием и верой во Христа открыл в себе пространство для действия Божией Благодати. Поэтому не все, высказанное святыми, является предметом обязательной веры. Тем более что цитатами из Отцов можно манипулировать в угоду еретическим теориям так же успешно как и цитатами из Священного Писания.
Поэтому мы должны с почтением относиться к толкованиям Святых Отцов и не отрицать их произведения и трактаты о вещах духовных в тех случаях, если они согласуются с Писанием. Однако мы со всей благопристойностью обязаны расходиться с ними во мнениях, когда обнаружится, что изложенное ими отличается от Писания или полностью противоположно ему. Мы не поступим в этом вопросе как-то несправедливо по отношению к ним. Ибо все их писания, вместе взятые, не могут быть поставлены на один уровень с каноническим Писанием. Наоборот, они сами увещевают нас испытывать, в какой степени их писания согласуются или не согласуются с Писанием, принимая, соответственно, согласующееся и отвергая не согласующееся.
"Что касается нас, ищущих истину путем догадок и образов, то мы излагаем то, что пришло нам на ум, ничего не утверждая, безусловно, как бы упражняясь" (Св. Григорий Нисский. Об устроении человека, 16).
- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -