"БРАТСТВО"
Данную статью написал священник РПСЦ. Статья публикуется с небольшим сокращением. Мы изъяли из нее места, имеющие отношение исключительно к старообрядческой Митрополии, так как наш сайт ориентирован на широкий круг посетителей. Тем не менее, ни смысл, ни авторский стиль не пострадал. Думаем, что автор простит нас.
Авторы сайта.
К духовенству
«Она (Церковь) выше неба, обширнее земли.
Она никогда не стареет, но всегда цветет»
св. Иоанн Златоуст
Церковь Христова есть собрание всех верных (Рим. зач. 120) и называется Телом Христовым (Кат. вел). Глава церкви есть Христос. Вот главные признаки Церкви Христовой: она есть живой организм, «Духом святым начата и основана апостолы бе, и есть, и будет» (Книга о вере).
Следовательно Церковь Христа со дней апостольских и до скончания века одна и та же. Но как один человек иногда принужден применятся к обстоятельствам времени, точно так же и Церковь Христова, применяясь к обстоятельствам времени, по необходимости изменяет свои внешние формы (Апокал.12: 6). О сем пишет и св. отец Феодор Студит: «Во время ереси по необходимости не все бывает непременно по правилам, установленным во время мира» (ч. II, стр. 554). Изменение внешней формы св. Церкви мы видим с первых веков христианства, а также и в последние столетия святая Христова Церковь - староверческая, в силу жестоких гонений, лишилась некоторой полноты.
Трехвековое, бесправное положение во многом очень отразилось на Церкви Христовой. Во-первых, староверы не имели видимых храмов, во-вторых, на некоторое время лишались даже иерархической полноты. Эти недостатки в настоящее время Христовою благодатью устранены.
В настоящее время, однако, имеются еще более, пожалуй, важные, требующие скорейшего восполнения недостатки, о которых мы намерены напомнить нашим архипастырям и пастырям. Если они верят, что Церковь есть Тело Христово и что все ее проявления внушены от святого Духа, то они должны на первых же порах, на первом же соборе, не только поднять, но и решить вопрос о наших печатных книгах, печатанных при пяти московских патриархах. Книги эти все с одинаковым достоинством принимаются. Но между книгами патриарших изданий имеется очень много разницы. Человеку, безразличному в религии, это - вещь неважная, но для боле вдумчивых это имеет громадное значение. Ведь разница не только в точках или запятых, или в выговоре, но даже разница в целых молитвах. Например, потребники патриархов Филарета и Иосифа очень во многом между собою разнятся. У Филарета в чине крещения молитв меньше, чем у Иосифа. У Иосифа есть молитва – «егда жена извержет младенца». У Филарета этой молитвы нет. У Иосифа две молитвы бабе, принесшей младенца, у Филарета этих молитв тоже нет. Апостол и Евангелие читаются у Иосифа, а у Филарета тоже этого нет. А также и в чине венчания очень много разницы: у Филарета одевать главу невесте положена молитва после чина венчания, у Иосифа же наперед, и молитв больше, чем у Филарета.
А также и другие наши богослужебный книги имеют очень много разницы: в одной книге так, а в другой по-другому. Например, певчие книги сильно разнятся от служебных. Мы укажем пока хотя немногие места. Читаем в печатной: «Духом Божиим очищься пророк дыхающем в нем Аввакум Божественныи бояся глаголаше» (5-го гл. ирм. 4. Минея праздн.). А вот ирмосы певчие: «Духом Божиим очищься пророк Аввакум Божественный бояся глаголаше»… Триодные ирмосы и праздничные тоже во многом разнятся, а также и стихиры имеют разницу в речах. Очень много иностранных слов и пословиц в наших богослужебных книгах. На все это нашим архиереям тоже следовало бы обратить внимание и не бояться того, чтобы наши богослужебные книги были все согласны.
Мне скажут, что я проектирую новую реформу на подобие того, как Никон патриарх. Вовсе нет. Я укажу на пример митрополита Макария, как он пишет в предисловии к великим своим четья-минеям: «Но и паче же многи труды и подвиги подъях. От исправления иностранских и древних пословиц, преводя на русскую речь и сколько нам Бог дарова уразумети, толико и возмогохом исправити. Иная же и до днесь в них не исправлена пребысть. И сия оставихом по нас могущим с Божиею помощию исправити. А и где буду погреших от своего неразумия о тех странских древних пословиц. Или будет где посреди тех святых книг написано ложное, и отреченное слово святыми отцы. А мы того не возмогохом исправити и отставити. И о том от Господа Бога прошу прощения за молитвы всех святых, иже в книгах сих написанных. А прочитающих молю сия святыя книги, иже могущих з Божиею помощию в них недоканчаная, таковая исправити» (Предисловие к четь-минеи, изд. Москов. книгопеч.).
Вот видите, оо. Архипастыри, как митрополит Макарий поступал: он не говорил, что я не смею точку или запятую прибавить, а прямо говорит, что слова иностранные переводил на боле удобопонятное наречие и других об этом просил, чтобы, кто может, исправляли. Какая масса у нас древнеславянских слов, которые очень трудно теперь понимают даже люди боде сведущие. Укажем немногие: "Пантократный" (пр. 1 авг.), "Етеру" (конд. Благовещ), "Стрый", "Анепсии", "Швагер", "Пасербок" и т. д. Неужели от этого повреждается религия, если бы исправить т.е. заменить непонятное и неясное более удобопонятными словами, как пишет о сем преподобный о. Викентий Лиринский: «Высекай драгоценные камни божественного учения, прилаживай их верно, распределяй их мудро придавай им блеска, приятности, старайся, чтобы вследствие твоего более ясного изложения яснее разумели то, чему прежде верили не так ясно. Достигай того, чтобы потомство с сознанием славословило то, что прежде чтила древность несознательно. Однако учи тому, чему сам научился, дабы, когда говоришь ново, не сказать тебе нового. В Церкви Христовой должно быть преуспеяние… и при том весьма большое. Ибо кто так завистлив людям и так ненавистен Богу, что решится не до- пустит этого. Только преуспеяние это должно быт действительно преусеянием, а не переменою веры. Преуспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается в самом себе, а перемена в том, когда что-нибудь перестает, быть тем, что оно есть. Итак, пусть возрастают и в высшей степени пусть преуспевают по годам и векам, разумение, ведение, мудрость как каждого, так и всех, как одного человека, так и всей Церкви, но только в своем роде, то есть в одном и том же учении, в одном и том же смысле, в одном и том же понятии» (Памятные записки Викентия Лиринского, гл. 22, 23 и 24). Этот св. отец говорит, что в Церкви Христовой должно быть преуспеяние, и даже весьма большое, чтобы потомство славословило с сознанием, что древность чтила бессознательно.
Но до сих пор почему-то наши владыки на это обращают весьма слабое внимание. Церковь дониконовская была живым Телом Христовым, и она сознавала, что ей дано право «вязать и решать».
Боголюбивые архипастыри! Ведь вы верите, что Церковь святая устрояется Духом святым. А вы ее строители. Я, смиренный последователь той Церкви, к которой и вы принадлежите, осмеливаюсь спросить вас, почему вы теперь мыслите Церковь подобной как бы автоматическому прибору, а не живому Телу Христову?
Ведь Церковь - не бездушная мумия, а Тело Христово, и по слову св. Иоанна Златоуста: «не старится, но присно юнеет».
Поэтому, оо. архипастыри и пастыри, вы должны и даже обязаны на соборах не только разбирать бракоразводный дела, но также о более важном и необходимом позаботится, а именно исправить наши все книги. Вы - пастыри Церкви, и мы верим, - вам внушит Дух святой, чтобы у нас книги все были одинаковы, не имеющие какой-либо разницы.
Иначе, оо. архипастыри, знайте, что многие могут усомниться в том, что вы строители Церкви Тела Христова, глава которой Христос и которая устрояется Духом святым. Они скажут как же это так,—350 лет тому назад строительство Церкви Христовой было, а теперь его нет?!
Ведь пред Богом «тысяща лет, яко день един». А вам известно, что если по чей-либо вине хотя один меньший соблазнится, что ему за это Христос обещал…
Желательно было бы, чтобы слова мои ударили по вашим сердцам, как удар молота, и вывели вас из инертного состояния. Может быть слова мои покажутся немного грубыми и жестокими, но они сказаны искренно, от наболевшего сердца и души, верующей в благодатную творческую силу Церкви Христовой. За все мной сказанное великодушно, за любовь Христову, меня простите.
Остаюсь с надеждой, что слова мои не останутся «гласом вопиющего в пустыне». Прошу вашего внимания.
Христианин-священник
- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -