"БРАТСТВО"
СЛОВО ОБЛИЧИТЕЛЬНОЕ ПРОТИВ БЕСПОПОВСКОГО
УЧЕНИЯ О МИРЩЕНИИ
С апостольских времен, враг рода человеческого искушал Церковь различными еретическими идеями. В среду христиан проникали иудейские и языческие заблуждения, которые порождали многочисленные гностические секты. Подобная ситуация повторилась, когда в Древлеправославную Церковь стали проникать беспоповские суеверия. Одно из которых мирщение. Выражается это мракобесие, чаще всего, в страхе оскверниться от посуды, которой пользовался мирский т.е. еретик. У беспоповскиих начетников, это учение о мирщении имеет вид солидной теории подкрепленной цитатами из Писания и отеческих трудов. Но в среде простого народа эта идея понимается крайне примитивно в смысле не давать свою посуду мирским. Дальше идут вариации: либо выкинуть оскверненную посуду, либо отложить в сторону и давать ее в дальнейшем только мирским, либо освятить святой водой и использовать самим. Суть от этого не меняется. На лицо оккультное поверие типа: сглаза, порчи и т.п.
Нелепость такого народного суеверия, для христиан просвещенных евангельским светом, налицо.
В Евангелии от Матфея мы читаем: (Господь сказал): не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Исус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст из сердца исходит сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления это оскверняет человека; а есть неумытыми руками не оскверняет человека (От Матфея 15:11-20) .
Как видим, Сам Спаситель уверяет нас, что силы зла бессильны повредить нам посредством оскверненных или заколдованных предметов. Силы зла наносят нам вред только тогда, когда мы даем согласие соучаствовать с ними в грехе: ... исходящее из уст из сердца исходит сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления это оскверняет человека (От Матфея 15:20)
Кому же мы должны больше верить, Христу или тем, кто по Его словам являются слепыми вождями?..
Но как мы говорили выше, беспоповская идея мирщения грамотнее, чем ее грубая интерпретация в народной среде.
Выражается она так: ... св. отцы однозначно и безусловно запрещают нам входить в любое общение с нечестивыми и еретиками, будь то в единой трапезе, дружбе и любви, не говоря уже о молитвенном общении. Духовный смысл перечисленных запрещений состоит в том, что все христиане, просвещенные по благодати веры святым крещением сопричитаются во единое тело, в сотелесность самому Христу Богу. По глаголу апостола Павла: "Не весте ли яко телеса ваша удове Христовы суть... Храм живущему в вас Святому Духу суть, его же имате от Бога" ( зач. 135). Поэтому всякое осквернение человека как храма, как члена единого тела Христова, оскорбляет Бога, а соблазненного изводит вон из лона Церкви, поскольку Христова Церковь есть "вертоград заключен, источник запечатлен (В.О. Колюк О СОХРАНЕНИИ ХРИСТИЯНАМ СЕБЯ ОТ ЗАМИРЩЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ С ИНОВЕРНЫМИ Сайт ДПЦ http://www.blagovest.info/).
Как видим, автор данной статьи, понимает осквернение в таком же иудаистском смысле как древние фарисеи, хотя и приводит множество цитат из трудов Святых Отцов, якобы подтверждающих его теорию. Но при пристальном рассмотрении, можно обнаружить подмену понятий.
В Деяниях Апостольских мы читаем: И (Петр) сказал им: вы знаете, что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым (Деяния 10:28).
Был ли святой верховный Апостол Петр членом единого Тела Христова?
Безусловно, был! Только отпетый богохульник усомнится в этом.
Боялся ли он замирщиться?
Как видим, не боялся, ибо Сам Господь открыл ему великую тайну Своей всеобъемлющей любви и всепобеждающей милости ко всему человеческому роду.
Такого же мнения был и другой верховный Апостол святой Павел написавший: Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть (К Титу 1:15).
Кроме этого Апостол Павел написал: Не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас (1-е Коринфянам 5:9-13 ).
Как видим св. Павел недвусмысленно учит, что христианам не должно иметь общения только с негодными членами Церкви, которые растлевающе действуют на своих братьев. Это ограждение имеет два значения: 1) чтобы самим не увлечься нечестием или ересью; 2) чтобы устыдить отступников и тем самым приблизить их к покаянию.
Святые отцы учили точно так же. Иногда их суждения, в зависимости от ситуации, были крайне категоричны. Но с беспоповской идеей мирщения здесь нет ничего общего. И уж тем более, ни Апостолы, ни Святые Отцы не были оккультистами-чашечниками.
Конечно, мы древлеправославные христиане, не собираемся участвовать в экуменических шабашах и банкетах. Единственной целью посещения подобных мероприятий может быть только обличение ереси и призвание еретиков к покаянию. Мы не должны давать еретикам ни малейшего повода считать, что мы с ними единомысленны в их заблуждениях. Должны мы, также, сторониться застолий и прочих увеселительных мероприятий в обществе откровенных нечестивцев. Но, гнушаться общественных столовых, или освящать посуду, из которой пил чай зашедший в гости сосед это не просто глупость, но самое настоящее соучастие в древней ереси анфинганов.
Анфинганы еретики, обитавшие в IX веке во Фригии. Признавая себя высшими, духовными христианами, они в своем самообольщении старались избегать не принадлежащих к их секте и считали общение с последними для себя осквернением. Название ереси происходит от греческих слов: an (не) и figgano (касаюсь).
Психология адептов учения о мирщении типична для всех, древних и новых, сект. Для нее характерно: узость кругозора, откровенное невежество, горделивое самоощущение собственной чистоты и презрение к окружающим мирским. Такое учение несет смертельную опасность христианству. Оно прельщает своих последователей страстным сознанием принадлежности к обществу избранных обществу, автоматически подающему спасение своим членам. Оно, с одной стороны, избавляет самих чистых от смиренного воззрения на собственную греховную природу и от покаянных трудов, а с другой стороны, позволяет с высокомерием смотреть на всех, не принадлежащих к их сообществу.
Именно эта сладкая отрава гордости, позволяет и беспоповскому раздору существовать не одно столетие, несмотря на примитивность его учения. Коренным заблуждением, беспоповцев и тех, кто прельщен их идеями, является непонимание православного учения о спасении. Они не желают понять, что основным в спасении является взаимодействие Божественной благодати со свободной волею человека. По их понятиям, люди грешат не потому, что имеют развращенную волю, а потому что осквернились от еретиков. Беспоповцы выхватывают из исторического контекста, отдельные каноны или изречения некоторых Святых Отцов, и начинают подгонять их под свою теорию. При этом полностью игнорируют те фрагменты Священного Писания и Отеческих трудов, которые их опровергают. Горькие плоды этой философии может оценить любой посетитель гостевых и форумов на старообрядческих сайтах: предельная дерзость, самомнение, греховное ослепление и окаменение сердечное. Таким людям чуждо самосознание Кафолической Церкви. Они не способны понять, а главное выполнить, задачу, возложенную Христом на Церковь быть свидетелями истины и стараться о приведении к ней людей. Миссионерской работы они не ведут и кроме анафем ничего умного предложить не могут.
Новообрядческие миссионеры давно оценили пользу от подобных карикатур на Древлеправославие, а потому всерьез с ними ни когда не боролись. Большинство рядовых новообрядцев с антипатией относятся к староверам, перенося беспоповское отношение к мирским на все Древлеправославие. Поэтому новообрядческим иерархам не трудно поддерживать ненависть у своих адептов к Старой вере и удерживать их в своем обновленческом расколе. Мы же со своей стороны, напротив, должны приложить все силы для борьбы с тлетворными идеями беспоповских раздорников, чтобы наша священная вера не была в поношении у неверных.
Нам, сознательным членам Древлеправославной Церкви, следует блюсти духовную трезвость и хранить себя от фарисейской закваски (От Матфея 16:6). Нам нужен не цитатник из Отцов в беспоповской интерпретации на тему мирщения, а надо самим подвизаться путем Святых Отцов в стяжании чистоты духовной.
Иван Наговицын
- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -