"БРАТСТВО"
О репрезентации староверских общин в Интернете:
религиоведческий подход
Предварительные замечания:
Этнография это наука изучающая народы, племена, их культуру, религиозные верования, происхождение, обычаи.
Религиоведение - дисциплина изучающая религии, конфессии и вневероисповедальные формы религии. Эта дисциплина партийная, т.е. точка зрения на то или иное религиозное сообщество, методы его изучения во многом определяется личными убеждениями исследователя. Атеист ли он, гностик, агностик, сторонник той или иной материалистической (идеалистической философии) гегельянства, позитивизма; его конфессиональная принадлежность. В случае сильной идеологической предвзятости религиоведение перестает быть наукой вообще и становится частным случаем идеологической пропаганды, как научный атеизм в СССР. Научная достоверность определяется добросовестным изучением и изложением фактов, способностью классифицировать религиозные феномены не по каким-то случайным, внешним признакам, пусть даже если эти явления считаются самодостаточными, определяющими с точки зрения лиц, исповедующих те или иные религиозные убеждения, а исходя из факта происхождения той или иной религиозной организации, изучения и сравнения ее с организациями (верованиями), похожими на нее.
Ценность религиоведческого анализа вторична с точки зрения Христианина, руководимого Духом Святым, человека духовного: «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор.2:15). Однако в виду того, что большинство христиан люди плотские, а многие из тех, кто полагает себя духовными, находятся в прелести, религиоведческий анализ имеет ценность хотя бы апологетическую, ибо апологетика эта проповедь, защита христианства, обращенная к внешним, к людям плотским. Мы также полагаем, что религиоведческий анализ даже еретичествующего христианина лучше и предпочтительнее, чем суждения людей в Христа не верующих вообще. Соответственно диакона А. Кураева мы предпочитаем ученым абсолютно светским.
С точки зрения светской науки, в настоящий момент существует несколько централизованных религиозных организаций, которые, будучи исторически и обрядово тесно связаны с официальным «православием», ему не подчиняются. Это:
Русская Православная Старообрядческая Церковь
Русская Древлеправославная Церковь
Русская Православная Церковь заграницей (синоды митрополитов Виталия и Лавра)
Русская Православная Автономная Церковь (глава архиепископ Валентин).
Греческие старостильные церкви.
В 1990-2000-е годы появились и другие организации, но мы говорим о вышеупомянутых, поскольку они сопоставимы по количеству приходов, членов клира, идеологии, наличием священства и епископата. Все они обличают Московскую Патриархию (РПЦ) и не приемлют экуменизм. Вопрос о безблагодатности и действительности апостольского преемства это уже не вопрос светского религиоведения, а канонического права, и мы его пропустим.
Рассмотрим никонианствующие антиэкуменические церкви: Русская Православная Церковь заграницей (синоды митрополитов Виталия и Лавра); Русская Православная Автономная Церковь (глава архиепископ Валентин); Греческие старостильные церкви (держащиеся юлианского церковного календаря).
Одним из общих идеологических (идейных) пунктов их мировоззрения является видение эсхатологическое, понимание того, что все старые и новые, раскольнические и еретические христианские деноминации (церкви) в настоящее время эволюционируют не просто к очередной ереси, а к апостасии, то есть к полному богоотступничеству. И действительно, еще сто лет назад ни в протестантской, ни в католической среде не стоял вопрос о том, можно ли женщинам ходить в мини юбках в молитвенное христианское собрание, с короткими волосами, с непокрытой головой; возможно ли женское священство; возможно ли, что бы Церковь Христова была не одна, а у Христа имелось несколько тел.
Никонианству 19 века мы можем сделать очень многие и справедливые упреки, но не такие. На сегодняшний день Московская Патриархия состоит во Всемирном Совете Церквей. Непременным условиям вступления в данное сообщество является подписание заявления о том, что церкви Христовой не существует, и ее надо будет еще создать. Католическая церковь, при всем ее увлечении экуменизмом, в данной организации не состоит. У Пап Римских хватает рассудка не подписывать самоубийственного заявления, признания в том, что католичество не церковь Христова. Для них экуменизм средство не мытьем, так катаньем привлечь всех еретиков и раскольников под свой омофор. Московская Патриархия своей шумихой вокруг канонической территории, на которую де вторгается католическая церковь, официально признала то, что этих еретиков она признает за равную ей поместную церковь. Ведь баптисты, кальвинисты, адвентисты, свидетели Иеговы, пятидесятники, харизматики обращают в свои религии не меньше крещеных язычников православного обряда, чем католики.
Католическая церковь, церковь-сестра для Алексия II, стоит на другой ступеньке богоотступничества. Две тысячи лет все архиереи, еретические и православные учили, что иудеи ждут антихриста, а христиане ждут второго пришествия Христа. А правящий с 1978 г. Иоанн Павел II открыто исповедал, что иудеи это старшие братья по вере для католиков, и что католики и иудеи ждут одного и того же Мессию, одного и того же Христа. Собственно, католикам остался только один шажок к тому, чтобы признать вместе со старшими братьями по вере, что Галилеянин, распятый на Голгофе легионерами Понтия Пилате - лжемессия.
Если принять во внимание совместные заявления представителей МП (Алексия II), мусульман и российских еврейских общин о том, что чужие западные миссионеры захватывают, занимаются прозелитизмом в среде традиционно мусульманского, православного, иудейского населения, и додумать, продумать логический вывод, то получится, что православие это одна из многочисленных родоплеменных религий. То есть никонианство - для русских, ислам для татар, шаманизм для чукчей, людоедство для папуасов. Ну а для поляков католичество. То есть, нет Истинной Религии для всех народов и языков. Татарам, чукчам и папуасам нельзя генетически быть православными. Как будто Христос за них не умирал.
Так называемое не экуменическое, не официальное православие гораздо ближе к истинной вере, чем католики, гэбешники из московской патриархии, или англикане, ставящие открытых мужеложников епископами. Другое дело, что старый нераскаянный грех никонианства подтачивает все эти собрания христиан, чающих благочестия и желающих быть верными. Старостильники раскололись на 12 синодов, если не больше. РПЦЗ тоже раскололась на множество церквей (бостонцы, РПЦЗ (Л), РПЦЗ (В), РПАЦ). Одна из них, синод митрополита Лавра, всерьез собирается на унию с МП.
Для русских зарубежников возвращение к старому обряду вовсе не является непреодолимым препятствием. В конце концов, именно в РПЦЗ есть (был, по крайней мере) действительно равный остальным епископам, единоверческий епископ Даниил Ирийский. Именно РПЦЗ принесла покаяние в никонианской уголовщине, то есть в гонениях. Другое дело, пойдут ли эти люди в старый обряд? Здесь возникает вопрос, а что мы можем им предложить? Что может прочитать, узнать, скажем о староверах человек, желающий подлинной церковной жизни?
«От избытка сердца говорят уста» (Мф.12:34). Обозревая в Интернет сайты приходов, общин, частных лиц из РПСЦ, других старообрядческих согласий, общие старообрядческие интернет-проекты, в первую очередь видишь проповедь следующего характера:
- У нас замечательное храмовое благочестие
- За нами историческая правда
- Мы сохранили культуры, традиции, житейские мелочи наших предков.
Есть масса материала о культуре костюма, речи, старых книг, предания, жизнеописания предков (родовы). Это все то, что можно назвать самосознанием современных старообрядцев как особой части русского народа. Есть ли аналогии подобному в неофициальном неэкуменистическом никонианстве? Конечно есть. 80 лет белой эмиграции это история, попытки сохранить язык, культуру, русской традиции в инославном окружении. Это трудности воспитания детей в чужом мире так, чтобы они были и русскими, и православными. Это масса журналов, фондов, чья цель распространить, поддержать, ознакомить с русской культурой своих и чужих. Все очень похоже.
Множество греков живут вне исторической родины веками. Прихожане старостильных церквей разбросаны по всему миру. Эти люди не меньше русских любят родное наречие, не меньше нас гордятся своими предками, не меньше озабочены вопросом, как передать Предания, язык и грецкость своим потомкам по плоти.
Все очень похоже, но есть одно отличие. Христиане принадлежат двум мирам. С одной стороны мы принадлежим этому времени, этой стране. С другой мы призваны быть гражданами Града Небесного, Царствия Небесного.
Для РПЦЗ, старостильников характерно понимание, что есть вещи плотские, которыми мы служим ближним: почитание предков, любовь к Родине; и есть вещи, которыми мы служим Царю Небесному. Многие их приходы, общины и монастыри живут в мире с проповедью Евангелия. Это не просто старая полемика и повторение еще дореволюционной ругани с еретиками. Нет, это понимание того, что полемика с закоренелыми еретиками вещь дежурная. То есть она должна быть и будет, но быстрого обращения еретиков ожидать не приходится. Проповедь обращена к язычникам, которых сегодня масса. Для этих людей, для людей ищущих Истину, желающих знать правду, делается если не все, то очень многое. Так греческие старостильники, обличающие экуменизм, распространяют в России фильмы об этой заразе. Англоязычному миру рассказывается о том, что христианство в Англии и Ирландии греческое по обряду, что православие было истреблено физически в 1066 г., говорят правду о древних святых, которые и там, и здесь считаются вроде как католическими. Для язычников разговор о Христианстве начинается с рассказа о том, что крещение действительно только в истинной Церкви, что это должно совершаться только полным погружением, что у еретиков и раскольников нет благодати Святаго Духа и прочие вещи очевидные, но которых почему нет в староверском интернете. Эти никониане пишут об этом аршинными буквами. Другое дело, что эти люди пытаются быть православными без Божией благодати, возвыситься до православия своим умом, своим почином, своим человеческим усилием совершить Божии заповеди. Но, поскольку у еретиков Духа Святаго нет, у них раздоры, у них падения, у них распри и разделения. Их побуждения добры, их никонианство тянет их назад. Но эти самаряне делают во имя Христово больше, чем правоверные староверы.
На сегодняшний день интернетная пропаганда старообрядческих общин пытается повторить формы, методы, аргументы в пользу старой веры дореволюционного периода. Но условия совершенно изменились. В дореволюционный период рассказ о древних иконах был нужен, поскольку в господствующей церкви в храмах стояли католические иконы и висели католические прелестные картины. В 1920-е гг. при коммунистах все эти лжеиконы были истреблены, а высокое духовное достоинство древних икон было признано всем миром. В 1980-е гг. при переиздании богослужебной литературы Московской Патриархией самые большие глупости и прямые богохульства в текстах были заменены на «дониконовские» обороты речи и выражения. Больше нет запрета на старое православное пение, а рассказывать о нем можно ныне в массовом порядке через технические средства. Русский костюм, русский язык, русская история сегодня вовсе не под цензурным запретом. Но изменилась страна. Повторение старых форм и методов грозит старообрядцам тем, что многие люди, которые ищут именно Христа, не смогут отличить Христианство от модного ныне в интеллигенции увлечения на старые иконы, старое пение. Существует масса русских патриотов, любителей русской древности, которые по своим убеждениям являются язычниками, людьми, никогда не читавшими Писания, а свое мнение о христианстве составившими по школьным и вузовским учебникам. Очень мало настоящих никониан. Многие лица, крещеные попами господствующего вероисповедания, являются просто язычниками, поскольку не обучены ни молиться, ни поститься, читают оккультную литературу и живут по стихиям века сего.
Наш Господь Исус Христос желает обращения и спасения и этих людей. Но старообрядческая интернетная пропаганда, относительно дешевый и массовый способ прозелитизма, предлагает им вовсе не ту пищу. Если судить по ней, то старообрядцы являются не религиозным сообществом, а национальным, субэтносом русского народа. Враги Христиан могут радоваться всю их работу по дискредитации, по низведению Христианства до уровня одной из национальных религий староверы делают сами.
Алексей Кержаков
- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -