"БРАТСТВО"
ЯРМАРКА ЧУДЕС
лИстинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились╗ (Иоан.6:26).
В последнее время вся русская земля исполнилась рассказами о многочисленных чудесах и знамениях. В самом сердце страны и по самым отдаленным уголкам нашего, в недавнем прошлом богоборческого государства, разливаются реки восторженных свидетельств о дивных делах Божиих(?) неожиданно ворвавшихся в жизнь полуязыческого русского народа. На все лады газеты и журналы, теле и радиопередачи повествуют о повсеместном мироточении икон, явлении крестов, радуг и других чудес, наполнивших как российское небо, так и российскую землю. Видя все это, невольно вспоминаешь слова Писания: лГоре миру от соблазнов╗ (Матф.18:7).
Впрочем, на первый взгляд в этом нет ничего страшного, ну видит кто-то в преломившихся в объективе фотоаппарата солнечных лучах подобие креста или в багрянце заката некое грозное предзнаменование, ну и пускай видит. Какое нам - христианам до этого дело, нам, имеющим простую, на одной лишь сердечной любви основанную веру во Христа Спасителя? Так-то оно так, но, тем не менее, все эти чудеса уже увлекли в свой бесконечный и бессмысленный водоворот вместе с язычниками и некоторых избранных. Уже не редкость, когда наши христиане колесят по стране в попытке своими очами увидеть новоявленное лчудо╗, как будто в этом они обретут для себя некую духовную пользу.
Для удовлетворения своего любопытства они порой преодолевают огромные расстояния, не считаясь ни с какими трудностями, при этом зачастую вступая в молитвенное общение с лицами инаковерующими, находящимися за оградой Древлеправославной Церкви. Именно здесь и кроется та неизмеримая опасность для христианской души, когда, пренебрегая духовным, христиане ищут удовлетворение в материальном, когда оставляют внутреннее духовное делание и устремляются к развлечению вещами чувственными, имеющими сомнительную природу и немеющими ровным счетом никакой пользы. Вот как об этом пишет св. Феофилакт Болгарский: лЗнамение изумляет, но не научает и не приносит пользы, а часто и вредит╗.
Как вредит? А вот как - подобно ветхозаветному Исаву, продавшему свое первородство за чечевичную похлебку (Быт.25:34) христиане оставляют стены храмов Божиих, оставляют собрание верных, переступают через церковные правила, запрещающие молитвенное общение с еретиками и раскольниками и устремляют свои стопы в их сборища, получая удовольствие от знакомства с их лчудесами╗. Как результат, таковые христиане, в конце концов, перестают понимать, где проходит граница Церкви, в их уме все смешивается, и черное, и белое. В еретиках они начинают видеть братьев и единомышленников, а в порицающих их неумеренное увлечение чудесами братьях, еретиков. И чем дальше тянется такое внутренне раздвоение, тем все более и более крепнет в таком человеке мятежный дух. Тем все раздражительней он становится, когда слышит в свой адрес справедливые замечания. Тем все более он начинает превозносить себя в своих очах над прочими христианами, которым якобы не открыто то, что открыто ему. Так начинается дьявольская прелесть.
Страшно, что человек, впавший в сети, расставленные лукавым, уже не хочет освобождаться из них, ему такое состояние весьма по вкусу. И этому особенно рады и всячески способствуют новоявленные проповедники современных чудес. Они всячески пытаются утвердить в умах христиан одно, что коль некое чудо происходит в их сообществе, то, следовательно, именно их сообщество содержит Истину. Не обманывайтесь, братья, ибо сказано в Писании о таких проповедниках: лЕсли восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей╗ (Втор.13:1-3).
Видите, братья, даже если и сбудется чудо, даже, если вы и увидите его своими очами, оно никак не доказывает богоугодность самого лчудотворца╗, ибо не всякое чудо от Бога, и это лнеудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света╗ (2Кор.11:14). Вспомним историю с исходом Израиля из Египта. Когда Моисей и Аарон призывали фараона отпустить народ израильский, то сотворили пред лицом его многие чудеса, однако некоторые из чудес смогли повторить и египетские жрецы - слуги бесовские: лБросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Призвал фараон мудрецов Египетских и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеямиЕ И поднял Аарон жезл свой и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровьЕ и волхвы Египетские чарами своими сделали то жеЕ Аарон простер руку свою на воды Египетские и вывел жаб; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. То же сделали и волхвы Египетские чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую╗ (Исх.7-8гл.). Подобным образом и во времена апостолов Симон Волхв творил многие лзнамения╗: лВолхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями╗ (Деян.8:9-11). Видите, братья, ложные чудеса Симона народ почитал за явление силы Божьей, и этим бессовестный волхв немало пользовался, вводя людей в заблуждение. Точно так же будет поступать во имя антихриста и апокалипсический зверь Ц лжепророк: лТворит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле╗ (Откр.13:13-14). Задумайтесь над этим все, усматривающие некое откровение в схождении того или иного огняЕ. Знайте, что лжепророк антихриста то же будет сводить огонь с небес и с легкостью прельстит всех тех, кто вместо Евангелия утешает себя подобными фокусами. Ибо пришествие беззаконника, сына погибели Ц антихриста лпо действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду╗ (2Фесс.2:9-12).
Итак, все, что мы сказали выше, сказали о чудесах ложных, творимых силой князя бесовского. Но ложны ли те чудеса, что в обилии происходят вокруг нас в данное время, да и чудеса ли это вовсе? Посмотрим.
Для примера рассмотрим факт мироточения и обновления икон. Это чудо по причине многочисленных случаев, стало уже столь обыденным, что чуть ли не каждый уважающий себя приход не может находиться в покое, если в нем что-либо не обновится или не замироточит. Поскольку в основном все это происходит в среде новообрядцев, то вполне логичным будет узнать, как они сами ко всему этому относятся. Для уяснения этого вопроса мы приведем свидетельство весьма уважаемого у новообрядцев ныне уже умершего архиерея Николая (Кутепова), митрополита Нижегородского и Арзамасского. В одном из своих интервью газете лНГ-Религии╗ митрополит так высказался относительно всех мироточений происходящих в обществе его единоверцев: лОдин батюшка пожелал привести икону, которая мироточит, я сказал: "Пусть она мироточит там, где она мироточит". Почему? Есть такой журнал "Наука и жизнь", там в 1976 году было сказано, что выработана техника, которая позволяет доскам и чему-то подобному испускать всевозможные штуки. У меня ничего не мироточит. Если мы хотим из пальца что-то высосать, то высосем. Должна существовать определенная комиссия, которая должна изучать подобные вещи. А это все пущено на самотек, спустя рукава. Объявили о мироточении, и все молчат. Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью╗. Вот видите, дорогие братья, как к обилию новообрядческих чудес относился один из самых авторитетных у них архиереев. Если сами новообрядцы, причем на таком высоком уровне, подвергают сомнению и даже отрицают все эти чудеса, то, что же мы идем и с любопытством смотрим на все это, открыв от удивления рот, а вместе с ним и кошелек? Если у нас есть лишние деньги, то лучше их раздать неимущим, нежели тратить на всю эту чехарду с матронушкиным песком, дивеевскими камнями, иорданской водой и прочим, этому подобным.
Ведь не секрет, что вереницы паломников и простодушных зевак приносят фантастические доходы хозяевам лчудес╗. Соблазн легких денег столь велик, что как в древности, так и сейчас многие идут на прямую фальсификацию, подделку чуда, дабы этим привлечь к своей персоне внимание общества, а в свой карман приличный доход. Как бы слова эти цинично не звучали, но они являются горькой правдой.
Безусловно, страшно осознавать, что кто-то решается на подделку чудес или христианских реликвий, что у кого-то нет в сердце страха Божия, однако обманы такого рода факт бесспорный и начались они не сегодня и не вчера, но века назад. Еще в 18 веке отец и устроитель Синода Новгородский архиепископ Феофан Прокопович при составлении лДуховного регламента╗ новообрядческой церкви описал, как действовали в России околоцерковные проходимцы его времени: лНецыи архиереи, для вспоможения церквей убогих, или новых построения, повелевали проискивать явления иконы в пустыне, или при источнице, и икону оную за самое обретение свидетельствовали бытии чудотворную╗. Подобно и в католических странах Запада: лМного гвоздей креста Господня, и много млека Пресвятыя Богородицы по Италии, и иных сим подобных без числа. Смотреть же, несть ли и у нас такового безделия╗. Какие еще нужны комментарии? Думаем, что мы достаточно освятили природу многих современных лчудес╗.
Однако даже если и именем Божьим творит кто-то подлинные знамения и чудеса, то и в этом случае мы не должны подпадать под его обольщение, ибо не чудеса свидетельствуют о богоугодности и истине, а жизнь того, кто эти чудеса творит: лМногие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие╗ (Матф.7:22-23). Св. Иоанн Златоуст говорит о таких чудесах и чудотворцах: лНе удивляйтесь тому, что, сотворивши столько чудес, они подверглись наказанию. Вся эта благодать была не что иное, как дар Подавшего ее, а те ничего от себя не привнесли, почему справедливо и наказываютсяЕ Спаситель хотел примером этим показать, что ни вера, ни чудеса ничего не значат без добродетельной жизни╗. Вот и задумайтесь, братья, на что мы обращаем свои взоры, куда мы устремляем свои стопы, с кем мы вступаем в общение, что мы хотим увидеть и чего мы хотим прикоснуться? Не осквернит ли это нас? Не понесем ли мы за это вины? Не лишимся ли мы за это обетования? Ибо сказано в Писании: лВосстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных╗ (Матф.24:24).
Впрочем, мы не отрицаем того, что в окружающем нас мире, безусловно, возможны и присутствуют подлинные и дивные чудеса Божии - лБог иде же хочет, побеждает естества чин╗, ибо лневозможное человекам возможно Богу╗ (Лук.18:27). Мы лишь хотим напомнить христианам, что само по себе чудо не имеет никакой пользы для человека верующего, ибо как говорит Священное Писание: лБлаженны не видевшие и уверовавшие╗ (Иоан.20:29). Поэтому, если христианин ищет чудес как чего-то крайне для него необходимого, то это свидетельствует лишь об одном, что он человек совершенно плотской, с необрезанным сердцем, не познавший и не принявший Христа, подобный иудеям христораспинателям о которых Сам Господь в Писании сказал: лИудеи требуют чудес╗ (1Кор.1:22); лРод лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему╗ (Матф.12:39). И даже более этого говорит Писание: лЗнамение не для верующих, а для неверующих╗ (1Кор.14:22). То есть, человек, который не может и не хочет исполнять заповеди Божии, пока не увидит неких знамений и чудес, вовсе не является верующим!
Итак, возлюбленные, помните, что для спасения христианину достаточно одной лишь веры в Искупителя подкрепленной евангельскими делами. Веры, которая происходит лот слышания, а слышание от слова Божия╗ (Рим.10:17), а неверующего, если не убеждает Писание, то не убедит и обилие чудес. Не убедит и не приведет к покаянию, к изменению жизни, к обретению в сердце Христа, ибо как Сам Спаситель сказал: лЕсли бы кто и из мертвых воскрес, не поверят╗ (Лук.16:31). Об этом свидетельствует и наша российская действительность. Ведь, несмотря на слухи о чудесах, несмотря на духовную свободу, российские храмы полупусты, а общество все более и более скатывается в бездну безнравственности, в бездну порока, в бездну неверия. Поэтому, братья, лда не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил╗ (1Иоан.3:7-8). И это единственный критерий, единственный признак по которому можно узнать Христовых учеников и чудеса здесь совершенно ни причем. Именно поэтому, дорогие братья христиане, давайте более заниматься своей духовной жизнью, а не увлекаться чудесами века сего, и да лукрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается╗ (Иак.5:8). Аминь!
о.Андрей Марченко
- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -