"БРАТСТВО"
ЗАЯВЛЕНИЕ Пресс-службы Русской Древлеправославной ЦЕРКВИ
Издревле, в городе Курске и области проживали древлеправославные христиане. На протяжении последних трех веков они оказывали огромное влияние на хозяйственную жизнь города. Их имена были вписаны в историю не только промышленности и торговли, но и сельского хозяйства. Всегда старообрядцев отличала особая бережливость и домовитость, честность и верность своему слову. Как повествует нам историческая справка, для удовлетворения своих духовных потребностей в 1811 году старообрядцами был построен храм недалеко от центра города. В нем они совершали богослужения до 30-х годов XX столетия, когда активно закрывались храмы по всей стране. Однако, с помощью Божией, в 1989 году храм был возвращен древлеправославным христианам на бессрочное пользование. Для духовного окормления и восстановления разрушенного здания храма настоятелем общины временно был назначен священноинок Александр (Калинин) – нынешний Предстоятель Русской Древлеправославной Церкви – Патриарх Московский и всея Руси Александр. Верующие под руководством о. Александра активно взялись за реставрацию храма. Из здания машинами вывозили мусор, полностью его оштукатурили, сделали полы, провели отопление, сделали новую крышу, установили купол с крестом, облагородили территорию вокруг храма. Одним словом – полностью отреставрировали храм. После этого священноинок Александр был отозван в Архиепископию, а настоятелем курского прихода в честь Успения Пресвятой Богородицы был назначен священноинок Аполлинарий (Дубинин).
Теперь несколько слов о нём. Летом 1990 г. Архиепископом Геннадием была совершена священническая хиротония над Александром Григорьевичем Дубининым. И в январе 1991 года священноинок Аполлинарий был отправлен на служение в Курский приход. С того самого момента уже начался затяжной, вялый, но все же конфликт Дубинина со священноначалием из-за его нежелания оставить светскую работу (до принятия сана он работал преподавателем в одном из московских вузов). Вот как он сам цинично описывает этот конфликт, выделяя своё упрямство: «Оглядываясь назад, я думаю, что расчет нашего священноначалия в отношении меня строился на том, что очень сложно совмещать обязанности инока, настоятеля храма с какими-либо иными обязанностями. Они полагали, что рано или поздно ситуация сложится так, что я вынужден буду оставить работу. Расчет, между прочим, был совершенно правильный: быть священником в Курске и преподавателем в Москве, всё успевать и выполнять и там и здесь - это, конечно, просто невозможно… С некоторой долей юмора скажу, что не было учтено мое большое пристрастие к поездкам». Как видно из рассуждений самого инока Аполлинария, он прекрасно понимал, что служить двум господам невозможно, как и Писание говорит: «или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Лук.16,13). Дубинин – человек совершенно светского духа, практически никогда не носивший даже иноческой одежды, его рукоположение было вызвано сильнейшей нехваткой кадров. На протяжении всех лет служения Дубинин на каждом Соборе, на каждом Совете Архиепископии давал обещание бросить светскую работу, оговаривались сроки, он подписывался и вновь не сдерживал обещания. Помимо светской работы иноку Аполлинарию было свойственно без благословения руководства Церкви разъезжать во всевозможные турне по миру, где он периодически давал интервью от лица всей Церкви, которые зачастую наносили Древлеправославию ущерб. Как он сам выразился таковые поездки являются его страстью и эту страсть, к сожалению безуспешно, пыталось искоренить в иноке Аполлинарии священноначалие. Когда во главе Церкви стал Архиепископ Аристарх, то уговоры и заигрывания с Дубининым закончилась. Владыка Аристарх запретил его в служении 29 ноября 1999 года. На свое запрещение Дубинин отреагировал обвинениями Архиепископа Аристарха в ереси и объявил о своем отсоединении. 23 декабря 1999 года решением Совета епископов священноинок Аполлинарий был лишен сана. Объединив свои действия еще с несколькими заговорщиками они убедили стать на их сторону слабохарактерного епископа Евмения Тульчинского, который незаконно рукоположил лишенного сана Аполлинария в "епископы". 23 февраля 2001 года за раскольническую деятельность Дубинин был соборно отлучен от Церкви.
Следует особо отметить, что сразу же после выхода из юрисдикции Русской Древлеправославной Церкви, а именно 25 декабря 1999 года, инок Аполлинарий совместно с Тишиным И.С., с применением насилия организовал захват здания Успенской церкви, в котором находилось имущество прихода, сейф с деньгами в сумме 75 000 рублей, особо ценные церковные книги и предметы богослужения. При этом курские священнослужители, оставшиеся верными Архиепископии (священноинок Афанасий Новиченко и архидиакон Епифаний Мигалев), попросту были выгнаны за ворота. Келия правящего архиерея епископа Льва Курского была зверски взломана и разграблена, все служебные и личные вещи владыки были расхищены. И это еще не все противоправные действия инока Аполлинария. Используя регистрационные документы курского прихода, Дубинин А.Г. создает новый приход, якобы являющийся правопреемником бывшего. А «бывшая» община была незаконно лишена государственной регистрации. После чего Дубинин А.Г. со своим сподвижником Тишиным И.С. , фактически легализовав свои неправедные действия, завладел не только зданием церкви, но и всем имуществом древлеправославной общины.
К счастью, неправомерность действий инока Аполлинария по лишению государственной регистрации древлеправославной общины была установлена и доказана правоохранительными органами путем восстановления этой регистрации. То есть, Дубинин А.Г., Тишин И.С. и другие не только нарушили установленный законом порядок, в соответствии с которым здание Успенской церкви и находящееся в храме имущество находилось в пользовании общины, входившей в юрисдикцию РДЦ. Но и путем неправомерных действий завладели зданием вышеуказанной церкви, а также и всем имуществом прихода, которое перешло в незаконное пользование вновь созданной Дубининым А.Г. общины.
С точки зрения Курской прокуратуры, 15 мая 2004 года Патриарх Александр самовольно, вопреки «установленному законом порядку», дал устное распоряжение священнослужителям о вскрытии сейфа и пользовании находившимися в данном сейфе деньгами. И этим самым действиями Патриарха Александра нарушены права собственника – созданной Дубининым А.Г. общины, председателем которой является Тишин И.С. В связи с чем 4 мая 2005 года Патриарху Александру было предъявлено обвинение в совершении преступления – самоуправства.
Совсем непонятно какой именно «установленный законом порядок» имеют в виду представители Курской прокуратуры: тот установленный законом порядок, который имел место до 25 декабря 1999 года, когда зданием Успенской церкви и всем имуществом пользовались и распоряжались древлеправославные христиане или тот порядок, который сложился в результате вышеуказанных противоправных действий Дубинина А.Г. и Тишина И.С.
Органы следствия ссылаются на то, что Патриарх Александр отдавал устное распоряжение о вскрытии сейфа. Хотя это является полностью надуманным и не подтверждается какими-либо доказательствами. (В данном случае необходимо иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 3.13 Устава РДЦ «Решения, принятые Архиепископом Московским и всея Руси оформляются указами или распоряжениями».)
Также необходимо обратить внимание, что по факту насильственных действий Дубинина А.Г. и Тишина И.С. 25 декабря 1999 года, в результате чего ими с применением насилия было захвачено здание храма и имущество прихода, несмотря на неоднократные заявления о привлечении к уголовной ответственности указанных лиц, никаких мер не принято до настоящего времени. Получается, эти действия инока Аполлинария и иже с ним правоохранительными органами фактически легализованы и признаются законными?
Но вернемся к действиям Патриарха Александра, и попытаемся показать их законность и обоснованность. В апреле 2004 года наконец-то восторжествовала справедливость! После многолетних судебных тяжб была восстановлена государственная регистрация курской древлеправославной общины, незаконно отмененная происками инока Аполлинария. В связи с этим 15 мая 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Александр с группой священнослужителей вошел в здание Успенской церкви и вежливо обратился к прихожанам со словами мира и любви. Владыка поставил молящихся в известность о восстановлении регистрации прихода и предложил совместно молиться. Большая часть верующих согласилась с Патриархом. Однако нашлись лица, которые стали кричать, оскорблять священнослужителей. Им было предложено покинуть здание храма, но несколько человек продолжали бесчинствовать, после чего они были удалены из храма. А именно этих лиц прихожане взяли за руки и вывели из здания церкви. Никакого насилия к ним применено не было, в числе этих лиц был и сподвижник инока Аполлинария – Тишин И.С.
Правомерность действий находящихся в церкви лиц была проверена сотрудниками милиции, которые прибыли к зданию храма через несколько минут после начала конфликта. Сотрудники проверили все регистрационные документы, опросили прихожан и убедившись в правомерности действий присутствующих, в том числе и в правомерности действий Патриарха Александра, уехали.
Однако несмотря на вышеуказанные факты, заместитель прокурора Курской области по заявлению Тишина И.С., который сам принимал активное участие в противоправных действиях по захвату здания храма и имущества курской древлеправославной общины 25 декабря 1999 года, возбудил уголовное дело по ч.2 ст. 330 УК РФ и поручил расследование уголовного дела следственному отделению г. Курска.
Представителями курской древлеправославной общины, прихожанами РДЦ, представителями общественности, лично Патриархом Александром неоднократно подавались жалобы как прокурору Железнодорожного округа г. Курска, так и в прокуратуру Курской области о прекращении уголовного дела в отношении Патриарха Александра из-за отсутствия события и состава преступления в его действиях. К сожалению, никаких мер по жалобам фактически принято не было.
Следует также отметить, что возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности Предстоятеля РДЦ не только не правомерно, но и является средством политического давления на церковную организацию и лично на Патриарха Александра. Это крайне недопустимое вмешательство в деятельность возглавляемой им Церкви. Фактически это же самое было подтверждено представителем инока Аполлинария В.В. Степановым. Который на встрече с Патриархом Александром 24 сентября 2005 года сказал, что уголовное дело в отношении Патриарха надо действительно прекращать, не доводить до суда, но для этого необходимо примириться с «епископом Аполлинарием» и отменить все решения по лишению священного сана «епископа Аполлинария» и отлучения его от Церкви.
Стоит обратить внимание В. Степанова на то, что 29 января 2006 года фактический глава раздорников «архиепископ» Евмений Тульчинский в своем заявлении на имя Патриарха Александра и епископов просил не считать инока Аполлинария епископом, так как он в январе 2000 года незаконно, с нарушением канонических норм, единолично рукоположил его в сан епископа и просил все церковные действия Аполлинария рассматривать незаконными и безблагодатными (это заявление прилагается).
В связи с вышесказанным нельзя не сказать немного про бывшего епископа Тульчинского Евмения. Осенью 1991 года настоятель тульчинского храма о.Евдоким Тит был хиротонисан в сан епископа, предварительно приняв иноческий постриг с наречением имени Евмений. Кафедра румынского епископа разместилась в г.Тульче в соборе Пресвятой Троицы. На протяжении целого ряда лет ничто не омрачало нашего единства, пока вокруг владыки Евмения не стали группироваться люди упорно пытавшиеся внушить ему мысль об автономии румынских приходов. В конце концов, епископ Евмений благодаря мягкости и нерешительности своего характера полностью попал под влияние этих людей. В 1999 году он объявил о своем отделении от Архиепископа, выставив как причину свое несогласие с положением дел в Курском приходе! На Соборе в августе 2000 года он принес письменное покаяние в расколе, признал незаконность всех совершенных во время своего отделения священнодействий и вернулся в лоно Русской Древлеправославной Церкви. Однако, уже через несколько дней, вновь попав под влияние расколоучителей, он заявил об "отмене" своего покаяния. Освященный Собор РДЦ 2001 года 23 февраля окончательно изверг епископа Евмения из архиерейского сана. Но находясь под воздействием недругов Церкви Христовой, он не внял и этому увещеванию. Оставаясь в ограде раздорников, владыка принимал участие в их деятельности – совершал с ними моления, участвовал в деятельности их собора. За что и был «награжден» возведением в звание архиепископа. Тем самым он фактически стал возглавлять курских раскольников. Но несмотря на слабость и мягкость своего характера инок Евмений все-таки увидел, что на самом деле двигает Аполлинария и его сподвижников. В результате он порвал все отношения с раскольниками и подал покаянное прошение о возвращении в лоно РДЦ. Это возвращение фактического главы раздорников еще раз показывает полную несостоятельность курского разделения, ибо расколоучителей волновали не вопросы евангельского вероучения, а только желание получить церковную власть (покаянное письмо инока Евмения также прилагается).
Но вернемся к ситуации в Курске. На наш взгляд, действия правозащитника В. Степанова, представляющего Дубинина А.Г. как «епископа Аполлинария» не только не противоречат церковным правилам и каноническим нормам, но и вводят в заблуждение верующих людей, представителей общественности, а также оказывают влияние на должностных лиц, в том числе представителей правоохранительных органов Курской области.
В завершение данного заявления необходимо особо подчеркнуть, что если у общины, созданной иноком Аполлинарием, есть какие-либо претензии к РДЦ или к Патриарху Александру, то они должны решаться только в гражданско-правовом порядке, поскольку между церковными организациями могут иметь место только гражданско-правовые отношения.
Пресс-служба
Русской Древлеправославной Церкви
Приложение №1
Приложение №2
- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -