"БРАТСТВО"
Памяти Аввакума слово похвальное.
"Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13:7).
Век XVII – век «бунташный», сравнимый по драматизму и трагичности для России лишь с веком ХХ. Многие из детей семнадцатого века оставили свой не всегда достойный, однако, весьма заметный след в истории. Десятки имен, при воспоминании о которых хочется почтительно склонить голову, таких как, например, святой мученик патриарх Гермоген или всенародные вожди Минин и Пожарский. Десятки имен, о которых и вовсе не хочется вспоминать, например плеяда Лжедмитриев или не менее вредоносный и легкомысленный государь Алексей Романов. Однако, как христианину, мне, безусловно, ближе те люди, которые своей жизнью и своей смертью оставили нам, их духовным и историческим приемникам, пример чистой, искренней и самоотверженной веры в небесного Царя ради преданности Которому они отказались от тленных и призрачных благ земного царства. Из всего сонма поборников и страдальцев за принятую от отцов Христову веру в XVII веке неизменно выделяем всеми один – Юрьевский протоиерей крупнейший апологет Древлеправославия Аввакум Петрович Кондратьев, сожженный в срубе по царскому указу 14 апреля 1682 г. якобы "за великия на царский дом хулы".
С самого начала реформ патриарха Никона Аввакум бесстрашно возвышает свой голос против всей этой авантюры. Однозначно видя в поступках Никона, в его амбициях и своеволии дух «римской веры». Отстаивая предание дорогой его сердцу церковной старины Аввакум обличает не только патриарха и духовно инертных, малодушных епископов, но и царя. Отказываясь от всяких льстивых посулов, чести царского духовника и кремлевских палат Аввакум бескомпромиссно отстаивает поруганные Никоном основы церковной жизни. Высокая сила духа, аскетизм, нравственная чистота, а также незаурядный дар проповедника привлекли к Аввакуму множество духовных чад. Многие из них укрепляемые примером своего духовного отца смело отдавали себя в руки палачей, с радостью принимая страдания. Аввакум всячески подбадривал своих чад, возвышено, поэтически рисуя труднейший подвиг мученичества: «А в огне том здесь небольшое время терпеть, - аки оком мигнуть, так и душа выскочит. Боишься пещи той? Дерзай, плюнь на нее, не бойся! До пещи той страх; а егда в нее вошел, тогда и забыл вся. Егда же загорится, а ты увидишь Христа и ангельские силы с Ним, емлют душу ту от телес, да и приносят ко Христу: а Он - Надежа благословляет и силу ей дает божественную, не уже к тому бывает, но яко восперенна, туды же со ангелы летает, равно яко птичка попархивает, - рада, из темницы той вылетела». Одновременно с призывом к страданью Аввакум увещевает своих единомышленников сохранить христианскую любовь к своим мучителям: «Бог их простит в сий век и в будущий: не их то дело, но сатаны лукаваго», - чтобы страдания за Христову веру не перерастали в личный конфликт, а неизменно служили делу борьбы с «духами злобы поднебесной».
Но не только своей яростной борьбой с новолюбцами известен протопоп Аввакум, имя его знакомо не только верующим и не только в России. Весь мир на многих языках обошел его гениальный труд «Житье», явившийся в русской литературе первым произведением автобиографического жанра. «Житье», насыщенное множеством картин реального быта русских людей XVII века, злободневными страстями и проблемами, эмоциональными полемическими тирадами, обогащенное яркими, глубокомысленными образами, поговорками и пословицами, имеет огромную ценность не только как литературный памятник, но также как церковно-религиозное и социально-историческое произведение, характеризуя русский народ середины XVII века в его отношении к никоновым преобразованиям. Написанное живым русским языком, языком «площадей и улиц» оно понятно любому человеку. Сам Аввакум объясняет манеру своего письма, следующим образом: «не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет». По этой причине значительнейшие места Священного Писания Аввакум облекает в слова просторечные, но тем не оскверняет Божественное Откровение, а напротив, делает его доступным слушателям, проводя параллели со знакомыми предметами или ситуациями близкими им по образу жизни, быту, языку. Идея популяризация в экзегетике не нова и Аввакум здесь следует примеру такого видного отца Церкви как блаж. Иероним Стридонский (около 347 - 420), переведший на простонародный язык Библию. До сих пор этот перевод носит соответствующее название - латинская Вульгата. За смелые обличения в адрес своих оппонентов «Житье» двести лет оставалось под запретом, и впервые было опубликовано лишь в 1861 г. Кроме «Житья», протопоп Аввакум написал около 60 бесед, поучений, богословских сочинений, толкований библейских книг, челобитных, посланий, посвященных догматическим, полемическим и церковно-бытовым вопросам. Все эти сочинения выдержаны в том же духе и стиле, как и «Житье». Весь мир знает Аввакума как одного из первых и крупнейших русских писателей, а его произведения всеми признаны бесценными жемчужинами мировой литературы.
Был ли в истории XVII века еще один такой человек смогший увлечь, повести за собой все русское простонародье? Перевернуть сердца миллионов, воскресить в них столь потускневшую с апостольских времен Христову веру? Однозначно - нет! Высота нравственности, сила духа, готовность пострадать до самой смерти за дорогие его сердцу идеалы ставят Аввакума на один пьедестал с такими светильниками христианской истории как апостол Павел, Киприян Карфагенский, Иоанн Златоуст! Он не желал идти на компромисс с совестью, не желал отдать на растерзание продажным грекам и самообольщенному Никону многострадальную Русскую Церковь. За все это его крестом стали побои, ссылки, голод, многолетнее заключение в яме и сама смерть в языках пламени. Велик подвиг Аввакума, мужественно совершавшийся в продолжение всей его жизни. Все это дает нам право сказать об огнепальном протопопе, что подвигом добрым он подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится ему венец правды от Господа, в день пришествия Его!
о. Андрей Марченко
- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -