"БРАТСТВО"


Совсем недавно мне в руки попался любопытный документ «Открытое письмо христианам Русской Древлеправославной Церкви», помещенное в журнале «Общий дом». Данное открытое письмо принадлежит бывшему христианину РДЦ Вадиму Коровину. Причину, побудившую его написать данное письмо, он объясняет так: «На переговорах с представителями Московской Старообрядческой Митрополии священники РДЦ выразили недоумение: как мог Вадим Коровин, бывший много лет ревностным противником «австрийской» иерархии присоединиться к ней. Просили, чтобы я в письме изложил свою позицию. Итак, иду навстречу вашему пожеланию». Поскольку вопрос о Вадиме Коровине на переговорах с представителями РПСЦ задал я (протоиерей Андрей Марченко), то я и беру на себя смелость ответить на послание Коровина.

Для начала поясню. Фигура Вадима Коровина собственно не имеет для духовенства РДЦ такого значения, чтобы всем была так интересна мотивировка его поступка. Большинство наших священнослужителей даже и не слушали о нем, поскольку Вадим Коровин еще 10 лет назад покинул нашу Церковь, обретя очередную в своей жизни истину в Грузии. Я же высказал свое недоумение об его современном выборе лишь потому, что Вадим Коровин был введен в комиссию по взаимодействию между нашими Церквями (РДЦ и РПСЦ), чему я категорически воспротивился, ибо считаю этого человека помехой при любых переговорах, а наипаче мирных. Меня удивило и продолжает удивлять, почему такого явного противника Белокриницкой иерархии, каковым являлся Вадим Коровин, приняли в общение келейно, без публичного опровержения его предыдущей позиции. Однако вместо канонически обоснованного пояснения, я увидел, так называемое,  «Открытое письмо», на которое я посчитал своим долгом дать открытый ответ.


Открытое письмо В. Коровина с.1, с.2.


ОТКРОВЕННЫЙ ОТВЕТ НА ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ВАДИМА КОРОВИНА ХРИСТИАНАМ РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Господи, благослови!

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Матф.7:15-16).

У святого Апостола Иоанна Богослова сказано о людях подобных Вам, Вадим: «не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2Иоан.1:10). Поэтому без всяких приветствий перехожу к сути.

Во-первых, поясню, почему я Вас называю просто Вадимом, не упоминая о священном сане, который Вы себе усваиваете. Причина этому заключается в том, что Вы приняли свой сан от руки явного еретика, соборно в ереси обличенного, архиепископа ГДЦ Ионы (Чахавы). Вы были на грузинском Соборе, где епископ Павел Потийский обличил еретическую писанину Ионы и разорвал с ним общение, после чего Иона рукоположил Вас. Вы, считая себя православным, приняли хиротонию от явного еретика, а по сему и не можете быть признаны в качестве священника. Впрочем, я сейчас не буду вдаваться в подробности Вашей хиротонии, ибо это забота тех, кто Вас признает священником, тех, кто доверил Вам паству.

Непосредственно на Ваше письмо.

Писать окружные послания и открытые письма к чадам Русской Древлеправославной Церкви у Вас, похоже, входит в привычку. Правда, предыдущее Ваше послание Вы писали от имени ГРУЗИНСКОЙ Древлеправославной Церкви[1]. Что ж, иерархии меняются, а пафос остается… 

Когда я прочитал в Вашем письме слова: «Изучение канонов и истории Церкви Христовой, всяческих раздоров и ересей и познание «изнутри» раздорнической психологии поколебало мою уверенность в правоте моего прежнего пути», - я не сдержал улыбку, ибо совсем недавно Вы с таким же пафосом писали о другой иерархии – Грузинской, и призывали нас всех без всяких сомнений к ней присоединиться: «Несколько лет изучения истории возникновения Грузинской иерархии и канонов Церкви, пророчеств Св. Писания об этих событиях привели меня грешного к непоколебимому убеждению в правильности и законности этого священноначалия»[2]. В этом же письме Вы восклицали: «Пастыри РДЦ! Кайтесь перед исповедниками истины»[3]. Как говорится: «исправленному верить»…. Раньше Вы нас призывали каяться перед ГДЦ, теперь перед РПСЦ, кто на очереди? Ведь если поколебались Ваши «непоколебимые убеждения» относительно Грузинской иерархии, то какие есть гарантии, что не поколеблются и эти? «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак.1:8).

Я согласен, что бывает, так, что человек, казалось бы, твердо убежденный в чем-либо, вдруг меняет свои убеждения на противоположные. Однако за этим «вдруг» у обычного человека стоит длинный путь. Человек же, который совсем недавно с полной убежденностью именовал себя Божьим пророком и в официальных документах СГДЦ сообщал о себе, что ему ни много, ни мало «поручено окормлять паству во вдовствующей Русской поместной Церкви, устрояя все дела до момента восстановления в ней епископата»[4], согласитесь, внушает не очень много доверия….

И как же пророчества Ваши, как же Ваше пророческое служение? Все оказалось ложью? А Вы помните, что со лжепроками делала ветхозаветная Церковь? «Пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его» (Втор.18:20-22). Пророчество Ваше о единственности Грузинской иерархии не сбылось (судя по-вашему присоединению к РПСЦ), вот и думайте, какой суд Вы заслужили согласно Слова Божия.

Знаете, что удивляет меня более всего? То, что Вы после того, что сделали в деле разжигания даже не раздора между христианами, а настоящей войны, спокойно предстоите престолу Божьему и совершаете приношение! Вы испрашиваете прощение у нас. Да простит Вас Господь, мы же на Вас и не обижаемся, напротив, благодарим Бога, что он Вас вразумил, а точнее изобличил и Вас и других Вам подобных. А самое главное, что теперь у нас нет в Церкви смутьянов, подобных Вам, и мы можем спокойно и мирно обсуждать любые церковные вопросы, включая и вопрос о Белокриницкой иерархии. Потому-то кстати «между нашими иерархиями, - как Вы пишите, - наконец-то наметился братолюбивый диалог, выявилось взаимное стремление к сближению двух разделившихся в ХIХ столетии частей некогда единой старообрядческой Церкви». И это действительно «радует и вселяет надежды на преодоление застарелой взаимной подозрительности и разногласий». И стало это все возможно благодаря тому, что Бог наконец-то избавил нашу Церковь от духовных экстремистов и канонических эквилибристов, которые день и ночь сидят над канонами и Писанием, выискивая любые зацепки, чтобы в последствии, дерзко обличая нередко мнимые пороки христианского общества, удовлетворять свою болезненную страсть учительства.

Теперь о Ваших нынешних аргументах.

Так же как Вы нам навязываете аргументы защиты Белокриницкой иерархии точно так же, Вы их совсем недавно с легкостью и опровергали. Веры Вам, увы, нет. Если бы автором Вашего письма был, например, епископ Герман, то я бы воспринял его рассуждения всерьез, ибо могу поверить в то, что епископ Герман чего-то не знал или не понимал, а после ему открылось. Относительно же Вас такого сказать никак нельзя, все перечисленные Вами «откровения свыше» Вы знали и 15 лет назад, однако тогда они не казались Вам убедительными. Напротив Вы обильно разбрасывали по церковной ниве семя соблазнов. Да, многие простодушные по своей собственной глупости вкушали сей плод, но яблоко раздора протянули им Вы. Но впрочем, я рад Вашей хотя бы и внешней перемене, ибо наконец-то Вы не будете препятствовать Церкви Христовой достигать мира хотя бы в вопросе Белокриницкой иерархии.

Кстати хороших Вы выбрали «мальчиков для битья» - Сарикейских христиан. Дескать, это они во всем виноваты - всем рассказали об обливательном крещении греков и навели смуту. Но ведь Вам прекрасно известно, что на Руси после Флорентийской унии к грекам отношение всегда было настороженное, и сарикейцы к этому ничего не прибавили. Бичуя сарикейцев что же Вы не написали какую роль сыграли в этом разделении сами? Если Вы запамятовали, то я Вам напомню. Архиерейский Собор 1997 года предложил Освященному Собору проект постановления о третьем чине по отношению к лицам переходящим от Белокриницкой иерархии. Вот Ваша публичная реакция на проект постановления: «Новшества в вере и церковном законе, принятыя Собором епископов в Новозыбкове 4-5 сент. 1997 года: 1. Постановление принимать мирян белокринцкого раскола третьим чином (под приличное покаяние). Это постановление нарушает слудующия правила Св. Церкви: 7 прав. Лаод. Соб., 8 прав. 1 Вс. Соб., 7 прав. 2 Вс. Соб., 95 пр. 6 Вс. Соб., л. 293 Корчей; 76 прав. Св. Ап.; 23 прав. Антиох. Соб.; 6 прав. Сард. Соб.; Деян. 1-е 7 Вс. Соб., с. 366; Соборное уложение св. патр. Филарета (Бол. Потребник); Соборное уложение старообр. Соб. На Иргизе (1805 г.); Постановления Вольских и Нижегородских съездов (1890 – 1911 гг.); Московского (1924) и Хвалынского соборов нашей Церкви (1925)»[5]. А вспомните, что Вы некогда  писали в своих письмах ко мне: «Австрийцы» Антоний Шутов с «собором епископов» - в «сущем сане» отступника и лжеиерея приняли, ибо они и сами все такие же, как и Глинкин – присоединились к еретику Амвросию и, будучи коренными староверами, приняли «сан» от еретика». Почему об этом Вы не пишите, почему этого Вы не опровергаете? Где Ваши аргументы? Согласитесь, мощи и чудеса этого Вашего творчества не исправят.

Далее в качестве своих сторонников Вы называете ряд имен наших церковно-общественных деятелей. Но Вы почему-то не пожелали поведать миру, как Вы совсем недавно относились к этим людям. Постеснялись бы хотя бы ссылаться на Архиепископа Аристарха и епископа Льва как на своих единомышленников. Вот уж перед кем Вам нужно действительно каяться и у кого просить прощение, вот чьи жизни Вы укорачивали постоянной, циничной травлей. Вспомните свои выпады в их адрес: «Сей деятель (еп. Лев) по разорению, а не возделыванью церковной нивы, не получивший до старых лет никакого понятия ни о церковности, ни об элементарной честности, рьяно борется за проведение в жизнь аристарховой ереси»[6]. Подобных перлов я мог бы привести множество, но для изобличения Вашей «порядочности» вполне достаточно уже сказанного.

И на Овчинникова вы указываете зря. Петр Алексеевич был человеком кристально честным, он на протяжении многих лет трудился на путях мира, а не разрушения подобно Вам. Он выбрал то, что было согласно с его совестью, причем только после того, как не нашел понимания среди своих братьев. Его мнение для нас действительно ценно, но к Вам это отношения абсолютно не имеет. Вы и пальцем не пошевелили для того, чтобы исправить зло, причиненное Вами братьям. Не сумев реализовать свои честолюбивые планы ни у нас, ни у грузинских староверов, которые запретили Вас в служении, Вы направили свои стопы в РПСЦ. В своем «Открытом письме» Вы предусмотрительно написали, что «кто-то может заподозрить, что священнослужители перешли по какой-то корысти или бежали от возможного запрещения». Что касается меня, так я Вас и не подозреваю в этом. Я пока в этом убежден. Особенно если вспомнить как Вы, будучи у нас в Урске еще несколько лет назад, рассказывали мне о том, что Ваш близкий родственник от имени белокриницких усиленно агитировал Вас присоединиться к РПСЦ обещая «приход и доход»….

Вы ссылаетесь на чудеса, мощи и исцеления. Но мы желали бы не заверения Ваши услышать о том, что множество чудес убедило Вас, а каноническое по пунктам опровержение Вашей прежней позиции по Белокриницкому вопросу. Подробное опровержение Вашего учения, которым Вы морочили голову, увлекая в погибель простодушных христиан. А чудеса, перечисленные Вами, ничего не доказывают, ибо намного больше о своих чудесах могут поведать новообрядцы и католики большие поклонники данной темы. Мы же хотели бы увидеть взвешенный анализ упомянутого вопроса, тогда мы возможно хоть отчасти поверим в искренность Ваших слов.

Почему «может быть» и «отчасти»? Да потому что нам не понятно, как человек, явившийся причиной духовной гибели сотен людей и осознавший это, мог дерзнуть вновь взять на себя роль учителя словесных овец?! Вы пишете, что Вас митр. Андриан призвал на служение, и Вы согласились. Какое поразительно смирение! Вы знаток церковных канонов (как сами о себе пишите), а значит, прекрасно знаете, что те, кто ратоборствовал против Церкви, находясь в отделении, в случае их покаяния не могут быть приняты в сущем священном сане, но лишь как миряне о чем недвусмысленно говорит св. Афанасий Александрийский в послании к Руфиниану: «Постановлено как здесь, так и всюду, чтобы падшим и бывшим предстателями нечестия, являти снисхождение кающимся, но не давати им места в клире: а не бывшим самовластными делателями нечестия, но увлеченными нуждою и насилием, давати прощение и имети им место в клире, наипаче, когда они принесли достойное веры оправдание». Узнаете себя? Вы ведь были абсолютно самовластным делателем и подогревателем раздоров, в том числе и с белокриницкими братьями, однако это отнюдь не мешает Вам с чистой (?) совестью быть служителем алтаря в храме Белокриницкой иерархии. И Вы хотите, чтобы мы поверили в Ваше чистосердечное раскаяние? Снимите филонь и не морочьте людям голову. Вы в своей жизни уже достаточно этим позанимались. Вот тогда это будет Вашим «достойным веры оправданием».

Возможно, мой ответ излишне эмоционален, но «от избытка сердца говорят уста» (Матф.12:34). Меня подвигла к этому память о тех людях, которых Вы безжалостно погубили, которые по Вашей вине стали безпоповцами или разуверились в Староверии вообще. Вы об этом не пишите в своем Открытом письме, а так как бы вскользь упоминаете, что, дескать, были против белокриницких. У человека незнающего о подлинных масштабах Вашего участия в разделении может сложиться впечатление, что Вы были некой рядовой пешкой, невинной игрушкой в чьих-то руках, и вот чудесным образом прозрели. Но это далеко не так, и даже совсем не так, что я и попытался показать в своем ответе на Ваше письмо.

Если я где-то неправ в отношении Вас, то прошу ради Господа меня простить, а за правду не считаю нужным просить прощения.

Протоиерей Андрей Марченко.

Кузбасс, п. Урск, 28 февраля 2007г.


 

[1] В. Коровин, Бюллетень Врата правды, вып. 2 (спецвыпуск), Чаплыгино, 1999г..
[2] В. Коровин, Бюллетень Врата правды, вып. 2, Чаплыгино, 1999г., с. 7.
[3] Там же, с. 6.
[4] Информационное сообщение о церковном соборе ГДЦ распространенное В. Коровиным в 2001 году.
[5] В. Коровин, Бюллетень Врата правды, вып. 1, Чаплыгино, 1999г., с. 4.
[6] Там же, с. 6.

- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -


Hosted by uCoz