"БРАТСТВО"
Грузинская Древлеправославная Церковь автокефальна
Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви
во главе с патриархом Александром, признал автокефальность
Грузинской Древлеправославной Церкви
Газета лВоскресный резонанс╗ 3-го мая текущего года опубликовала интервью с лбогословом╗ Василием Кобахидзе и директором Центра Толерантности при аппарате омбудсмена Бекой Миндиашвили под названием Ч лГрузинские староверы подчинились русской церкви╗.
К необъективным и неквалифицированным суждениям в наш адрес, как говорится, нам не привыкать. Но это интервью превзошло все мыслимые и немыслимые ожидания: активный экуменист и бывший лсвященник╗ грузинской патриаршей церкви, человек весьма неопределенной веры Ч Василий Кобахидзе, известный своей западной политико-религиозной ориентацией, дабы очернить древлее Православие, сознательно исказил смысл евхаристического единения грузинских и русских древлеправославных христиан, пытаясь придать ему политический окрас.
Василий Кобахидзе заявил: лОбъединение русской и грузинской древлеправославных церквей 18 мая текущего года, а также факт подчинения ГДЦ патриарху Русской Древлеправославной Церкви Ч Александру, является не чем иным, как прямым следствием русской церковной политики в целом╗.
Еслибы данное сообщение соответсвовало правде, господину Кобахидзе не составило бы труда извлечь из официального сайта РДЦ (http://www.ancient-orthodoxy.narod.ru), пользуясь документом лГрамота о церковном соединении╗ Ч соответствующие пункты в качестве компрометирующего материала и осветить события в прессе. Но ничего такого, что подтвердило бы суждения г-на Кобаходзе, в документе нет, вследствие чего, заявление нашего оппонента лишено разумной почвы.
Помимо того, он сознательно скрыл от общественности, что Освященный Собор РДЦ во главе со святейшим патриархом Александром, признал автокефалию Грузинской Древлеправославной Церкви (см. пункты 3, 4 и 5). Тут же отмечу, что случилось примирение друг с другом, а не присоединение, одной како-либо стороны к другому, как распространяется господин Кобахидзе.
Осведомленные в правилах Церкви знают, что когда одна церковь присоединяет (или принимает) к себе другую, совершает это по чину, соответствущей конкретной ситуации. Обычно, присоединение к Церкви бывает по трем чинам: через крещение, миропомазание и молитвы. Евхаристическое же единство русской и грузинской древлеправославных церквей восстановилось по факту примирения, а не по чину присоединения одной церкви к другой.
Выражая неприемлемый русофобский настрой, Кобахидзе полагает, что примирение грузинских и русских древлеправославных христиан является лпостыдным╗ для грузинской стороны, поскольку здесь проглядываются следы российской политики.
Как может лбогослов╗ не знать, что политические отношения между странами, какими бы они тяжелыми ни были, никак не могут влиять на евхаристическое единство христианских церквей?! Тем более, что стремление людей к христианской любви и единству имеет Евангельскую, а не политическую почву. Так что, нашему единству в вере с русскими нашими братьями и сестрами ничто не сможет помешать, если мы сами этого не допустим.
В Деяниях Собора РДЦ 2009 года ясно сказано, что Русская Древлеправославная Церковь рассмотрела вопрос восстановления канонического единства с ГДЦ, а не присоединения к себе Грузинской Древлеправославной Церкви (См. на вышеуказанном сайте Ч пункт - 2-й лГрамоты о церковном соединении╗, которая отображена полностью).
17 мая 2009 года (а не 18-го, как указывает господин Кобахидзе) на общецерковном Соборе РДЦ, признавшей самостоятельность Грузинской Церкви, после Божественной Литургии, был совершен чин примирения (см. фото там же). В этот же день такого же порядка молитвы были прочтены и в Грузии (в Тбилиси и Поти), затем состоялось примирение церквей и восстановилось евхаристическое единство между двумя поместными церквями.
На этот случай Русская Древлеправославная Церковь обнародовала фотографию на собственном сайте, с подписью: лПатриарх Александр вкупе с епископами совершает чин примирения с грузинскими христианами╗. То есть, Патриарх Александр совершил лчин примирения с грузинскими христианами╗, а не присоединение грузинской церкви к русской, как говорит В. Кобахидзе.
И что самое главное, на русском сайте опубликован документ, составленный обеими сторонами (грузинской и русской) под названием лГрамота о церковном соединении╗. В этом документе, состоящей из семи пунктов, нигде не указано, что Грузинская церковь присоединилась или подчинилась Русской Древлеправославной Церкви. Более того, документ свидетельствует признание церквами друг друга равноправными и самостоятельными.
В лГрамоте о церковном соединении╗ определены места архипастырям русской и грузинской древлеправославных церквей в диптихе поместных древлеправославных церквей (з 4). По инициативе Грузинских древлеправославных христиан, признающих бесценный вклад России в деле защиты и сохранения древлеправославной веры, за предстоятелем Русской Древлеправославной Церкви, Патриархом Московским и всея Руси, его святейшеством Александром, было закреплено право Ч иметь первенство чести. Первоиерарх Грузинской Древлеправославной Церкви в диптихе Древлеправославных Церквей епископ Павел занимает второе место.
Если каким-то образом данный пункт лтеолога╗ Кобахидзе смущает, не мешало бы ему вспомнить историю православных, автокефальных церквей и убедиться, что в возведении в сан патриарха должны неизменно участвовать другие патриархи (если таковые имеются) и что интронизацию совершает патриарх, имеющий первенство чести (Достаточно привести пример из истории русской церкви, когда Константинопольский Патриарх Иеремия совершил интронизацию первого Патриарха России Ц Иова).
Своим заявлением Василий Кобахидзе безответственно и намеренно сгущает краски: лВ условиях, когда политическая обстановка между Грузией и Россией так накалена, соединение грузинских древлеправославных христиан с русскими, а также подчинение храма находящегося в прекрасном уголке Грузии, в с. Григолети, русскому древлеправославному патриарху Александру Калинину, факт само по себе скандальный. Это одна из составляющих частей русской агрессии, которая направлена не только против военной инфраструктуры нашей страны, но и Ч экономической, политической, религиозной и, наконец, культурной жизни╗.
Хочу заявить господину Кобахидзе, а также читателям, что храм, находящийся в прекрасном уголке Грузии, в с. Григолети" нами не был передан в собственность РДЦ: он всегда принадлежала Русской Древлеправославной Церкви.
Возведена была эта церковь еще в советские годы (на собственном, земельном участке русских древлеправославных христиан) на частные средства. Раньше, до печального раскола в нашем древлеправославии, в ней окормлялись григолетские и потийские староверы. После огорчительного раскола, около 30 лет тому назад, часть русских староверов во главе со священником Федором Гончаровым (впоследствии Ч епископ Филарет) вблизи от Поти, в Малтаквском поселении построили собственную маленькую церковь, в то время как церковь, расположенная в Григолети, равно, как и паства ее, остались в юрисдикции Русской Древлеправославной Церкви.
Так, что мы не имели ни канонических, ни даже моральных прав Ч не признать законных и исторических владельцев григолетинского прихода и их храма, что и было выполнено нами.
Интересно, о какой русской агрессии древлеправославных христиан распространяется экуменист и сторонник баптизма, Василий Кобахидзе? Уж не лучше ли было разъяснить читателям, что агрессивная политика России против Грузии, никак не может быть осуществлена с помощью Русской Древлеправославной Церкви (иначе получается абсурд), поскольку РДЦ сама неоднократно испытывала притеснения и вражду со стороны представителей власти в России.
Не менее интересно то, что господин Кобахидзе, судя по всему неплохо ознакомленный с сайтом РДЦ, не принял во внимание и не озвучил тот факт, что в городе Самаре, в котором расположены кафедральный собор, монастырь и резиденция епископа Савина, власти намеревались отобрать у древлеправославных христиан землю. Но прежде Ч разрушить монастырь и собор, чтобы возвести жилые корпуса на их месте. Не напоминает ли это, прямо говоря, эпоху большевизма, или другой пресловутый период, когда политические и религиозно-управленческие круги России осуществляли несправедливые гонения на древлеправославных христиан? К вашему сведению, во избежание какой бы то ни было агрессии, Русской Древлеправославной Церкви пришлось написать открытое письмо на имя президента Российской Федерации Ч Д. А. Медведева (http://www.ancient-orthodoxy.narod.ru/doc/informaciya_2.htm).
По окончании русско-грузинской войны, патриарх официальной грузинской церкви Илья второй в составе официальной делегации, прибыл с миротворческой миссией в Москву и провел ряд встреч с патриархом и президентом России. Вернувшись в Грузию, он заявил о необходимости уменьшения политической напряженности между Грузией и Россией. Известно, что на патриархию и Илью второго не повесили ярлыка некоего подсобника лрусской агрессии╗. Напротив, несмотря на то, что патриархией официальной русской церкви была проявлена враждебность к официальной грузинской церкви, при отстаивании сомнительных интересов на канонических территориях грузинской патриархии Ч в Самачабло и Абхазии; несмотря на то, что русские лсвященники╗, не скрывая своей злобы против грузинской республики, благословляли танки направляющиеся против Грузии и грузинского народа, здесь никто, повторюсь, ни в адрес патриархии, ни в адрес Ильи второго, побывавшего в России, не обмолвился, что его евхаристический союз с русскими, как впрочем, и поездка, являются чем-то отрицательным и постыдным. Почему же тогда желание русских древлеправославных христиан (непричастных к войне), Ч иметь с грузинами братский, церковный союз, декламируется, как "агрессия" и "стыд"?
Далее, в публикации газеты лВоскресный резонанс╗, корреспондент Ч Эка Басилая вкупе с обоими интервьюерами Ч Василием Кобахидзе и Бекой Миндиашвили именуют нас сектантами, что не соответствует реальности.
К счастью, не все утверждают сектантство древлеправославных христиан Грузии. Так, например, на официальном сайте грузинской патриаршей церкви (http://www.patriarchate.ge), в разделе "Церковь и государство" опубликована статья "Исторические религии в Грузии", в которой указано: "Активно противостоящим официальному православию течением (а не сектой!) являются, так называемые "старообрядцы" или "староверы"".
Так, что господа, настоятельно рекомендуем учесть официальный взгляд официальной патриаршей церкви на старообрядчество и убедительно просим не использовать этот нелицеприятный и несоответствующий действительности термин ("секта") в адрес Грузинской Древлеправославной Церкви.
Между прочим, как и авторов вышеизложенной справки, так и господ Ч Б. Кобахидзе и Б. Миндиашвили осведомляем, что Грузинская Древлеправославная Церковь не является противоборствующей стороной "официального православия". Тот факт, что в некоторых церковно-литургических вопросах, а также в правилах чина крещения имеются у нас глубокие расхождения, и мы не разделяем многих взглядов и учений господствующей церкви, не означает, что мы являемся враждебной стороной.
В лВоскресном резонансе╗, явно сориентированном против нас, авторы искаженно и невежественно представляют события и факты, и игнорируют наиважнейшее значение исторической правды.
К примеру, протопоп Аввакум упомянут, как архимандрит, что не соответствует правде. К тому же отсутствует слово лАввакум╗. Вместо этого читаем Ч лАбакун╗. С первого взгляда это вроде мелочь, но как говорят, в таких мелочах прячется дьяволЕ. допущены и более серьезные ошибки, в частности: в статье доминирует мысль, что старые обряды, как впрочем, и староверство, появившееся вслед за реформами Никона (XVII в.) явление целиком русское, и участие в ней грузин лишено разумного смысла.
Мы убеждены, что господин Кобахидзе не справлялся у своего неразлучного коллеги и друга, баптиста Малхаза Сонгулашвили о причине его принадлежности баптистской секте. Что вы, господин Кобахидзе, грузин, забыли в католической церкви? Что вас, православного христианина (коли это так), с неправославными людьми и сектами связывает? Наряду с другими фактами, этот непреложно свидетельствует о ваших прямых экуменистических связях.
Прискорбно, что господин Кобахидзе, действия активизировавшихся баптистов и ряда других западных сект, не рассматривает, как проявление истинной враждебности к православию и грузинскому народу в целом. Был ли замечен хоть когда-нибудь в борьбе со лсвидетелями иеговы╗, римскими католиками, протестантами, а также с другими западными течениями Ч Василий Кобахидзе? Ч Нет!
Более того, в прессе и на телевидении, он активно защищает экуменистические взгляды; делает безответственные заявления и с членами самых разных лхристианских╗ сект энергично участвует в экуменистических молитвах, о чем свидетельствуют многочисленные материалы, добытые нами из Интернета, прессы и телевизионных передач .
Что касается Древлеправославия и участия в нем грузин, напоминаю (поскольку нами данные вопросы освещались не раз, включая и вопрос деятельности самого Антона первого), что все церковные правила, русские переняли у греков в IX-XI вв.
Между тем, надо отметить, что Россия хранила православие в своем чистом и первоначальном виде до XVII века. А греки постепенно потеряли его чистоту (вследствие ряда исторических причин) намного раньше.
Довожу до вашего сведения, что русский царь Алексей был воспитан в пpенебpежении ко всему отечественному и в преклонении перед всем зарубежным. Причем он был убежденным грекофилом. В обширной переписке с восточными патриархами вполне определенно высказывается цель Алексея Михайловича Ч привести русскую церковь в полное единение с греческой. Политические взгляды царя Алексея, его взгляд на себя как на наследника Византии, наместника Бога на земле, защитника всего православия, который, быть может, освободит христиан от турок и станет царем в Константинополе, тоже заставляли его стремиться к такому тождеству русской и греческой веры.
Благодаря так же политическим уловкам иезуитов и прибывшим к царским вратам просителям из числа западных иерархов, царь Алексей и Никон патриарх затеяли реформу, о которой множество современных историков и духовных лиц отзываются, как о грандиозной, трагической ошибке. Более того, реформа расценена, как идеологическая диверсия со стороны коварного Запада (см. Б. Кутузов. Церковная реформа XVII века. Москва. 2003 г., стр. 56-73; 313).
лЕ Церковный раскол XVII в., который, не боясь преувеличений, можно назвать великой национальной катастрофой, явился следствием pефоpмы, которая, как теперь выяснилось, не была обоснована ни богословски, ни канонически и пpосто-напpосто была не нужна ЦерквиЕ" (И. Белевцев).
Так, что старообрядчество это вера истинная, древлеправославная, представленная в своем первоначальном виде, и обозначать его, как достояние только русского этноса, как и некоторые другие аспекты, Ч невежественный шаг. Очевидно, что в XVII веке русским староверам действительно удалось сохранить целостность православия и церковных преданий, которые, по ошибке часто трактуются со стороны, как нечто традиционно-русское, не имеющее отношения к православию первоначального вида.
Что касается нас, надо отметить, что именно никонианская реформа и поворот исторических событий в России, обусловили наше возвращение к чистоте православия. Следствия реформы XVII века и последующие исторические события в Грузии, явились причиной возникновения старообрядчества здесь, поскольку в XVIII веке грузинская автокефальная церковь присоединилась к реформированной никонианской церкви ценой упразднения собственной автокефалии. Надо ли говорить, какая неописуемая радость и суета охватила тогда русских лэкзархов╗ с упразднением автокефальности Грузинской Церкви? Надо ли писать о том разбое и грабеже со стороны никонианских "братьев", которые постигли грузинскую церковь и грузинскую культуру?
И наконец, разве лсвященник╗ Василий Кобахидзе (как и все остальные его соратники), унаследовавший от своих никонианских братьев по вере и разуму, не унаследовал ли окропительное лжекрещение с упраздненными и искаженными правилами обряда, вследствие чего остался некрещеным?!
Говоря коротко, официальная грузинская лправославная╗ церковь Ч это копия русской никонианской реформированной церкви. Вот почему на старообрядчество пал наш выбор.
Пусть господин Кобахидзе, ответит нам, каким образом его экуменистическая деятельность увязывается с лправославием╗? Дает ли ему право хоть один апостол или святой отец совершать крестный ход ради памяти некоего почившего вероотступника и молиться с еретиками? Как лбогослов╗, может ли он богословски разъяснить, какова суть общей молитвы православного (если он православный) с еретиками? Мы предлагаем обсудить эти вопросы, и если он считает, что он прав и именно он истинный христианин Ч подискутируем.
А пока, приведем некоторые факты его деятельности на экуменистической ниве. Вначале обсудим публикацию в лБлаговест-инфо╗, вышедшую под названием: "Экуменическое богослужение в память о жертвах террористических атак 11 сентября и трагедии в Беслане прошло 13 сентября в баптистской церкви Тбилиси" (http://jesuschrist.ru/news/2004/9/16/6932).
Из данной статьи явствует, что: "В богослужении участвовали протоиерей Василий Кобахидзе (Грузинская Православная Церковь), епископ Андреас Штекль, пастор Гари Азиков (Евангелическо-Лютеранская Церковь), епископ Малхаз Сонгулашвили, пастор Мераб Гаприндашвили (Баптистская Евангелистская Церковь Грузии). На службе также присутствовал духовный лидер мусульман Грузии Гази Али Алиев, который по ее окончании зачитал короткое послание, осуждающее терроризм под именем религии. Главный раввин Грузии Авраам Микаэлешвили посетил собор перед службой.
В начале службы дети и грузинские пожарные в полном обмундировании вошли процессией в храм. Они возложили цветы на алтарь и зажгли свечи в память о жертвах террористических актов.
Молитвы произносились на грузинском, английском, армянском, осетинском и чеченском языках. Библия читалась на грузинском, осетинском и английском. Отрывок из Евангелия на английском прочитал представитель американского посольства в Грузии Денни Робертсон (http://jesuschrist.ru/news/2004/9/16/6932).
А вот еще дополнительный факт: статья под заголовком Ц "Экуменическое богослужение совершили в Тбилиси представители неправославных Церквей Грузии", освещающая собрание экуменистов и их лбогослужение╗. Господин Кобахидзе и здесь оказался в главной роли!
"Экуменическое богослужение "во имя единства, общности и гармонизации всех христиан" совершили 14 марта в кафедральном соборе Евангелической Церкви Грузии священнослужители Римско-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, Евангелическо-Лютеранской Церкви и Евангелической баптистской Церкви Грузии.
Текст литургии был составлен в Аргентине православными и католическими священнослужителями, а на грузинский язык его перевели епископ-президент Евангелической баптистской Церкви Грузии Малхаз Сонгулашвили, католический священник Габриэль Бригантини и православный протоиерей Василий Кобахидзе.
О. Василий приветствовал участников богослужения от имени православных грузин, но, как заявили "Благовест-инфо" в пресс-центре Грузинской патриархии, протоиерей не имел на это официальных полномочий. На вопрос о том, по какой причине на совместную литургию не были делегированы представители Грузинской Православной Церкви, в пресс-центре отвечать отказались.
На литургии присутствовали президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, мэр Тбилиси Иванэ Зоделава, другие официальные лица, представители общественности, руководители аккредитованных в Грузии дипломатических миссий" (http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&type=forum&id=8543).
Или вот еще: "Экуменическое богослужение в память Мартина Лютера Кинга прошло в Тбилиси в присутствии посла США
Богослужение, посвященное памяти американского баптистского пастора и борца за права чернокожих Мартина Лютера Кинга, прошло 1 февраля в кафедральном храме евангелической-баптистской церкви Грузии Ц протестантской деноминации, совершающей богослужения "по православному обряду".
Богослужение возглавил епископ, президент Федерации евангелическо-баптистских церквей Грузии Малхаз Сонгулашвили. На службе присутствовали посол США в Грузии Ричард Майлс с супругой, первый заместитель государственного министра Грузии Петрэ Мамрадзе, протоиерей Василий Кобахидзе (Грузинская Православная Церковь), представители интеллигенции и правозащитных организаций" (http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=313618).
Если господин Кобахидзе признает спасительность православия и полагает, что верой грузинского народа (которая оказала большое влияние на нашу культуру, историю и психологию и явилась значимой нитью, связующая прошлое и будущее страны) действительно является православие, то имеет ли он право говорить о том, что "староверы" осуществляют агрессию против грузин? Можно ли так заявлять, в то время как русские братья восстановили евхаристическое единство с нами? Как раз такие заявления можно считать агрессией, в полном смысле слова.
Таким образом, нет ничего удивительного и противоречащего грузинскому православному духу существование здесь древлеправославной церкви. Удивительно то, что грузинскую православную культуру и традиции "отстаивают" люди, которые покровительствуют и даже сами являются приверженцами вероисповеданий и сект, противящихся именно православному духу и традиции. Вот кто стремится искоренить на грузинской земле Древлеправославие и древние его традицииЕ Вот где кроется настоящая агрессия против ГрузииЕ
Первоиерарх Грузинской Древлеправославной Церкви,
епископ Павел
- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -