"БРАТСТВО"
I.
Наверное, многие из нас, не один раз слышали утверждение протестантов: что мол если уверовал, так ни о чем не заботься, ты уже спасен; зачем тебе регулярно каяться, трудиться над очищением сердца и для стяжания благодати? Веруй и ты уже спасен!
Так ли это на самом деле?
Протестанты хорошо умеют рекламировать свою конфессию. Постоянно трубят о своей мнимой праведности. В результате чего, у православных христиан, нередко, возникает некий комплекс неполноценности: протестанты такие праведники, а мы грешники; почему так? Во-первых, рекламная «праведность» протестантов, очень преувеличена ими же самими. В реальной жизни они далеко не так святы как на словах. Во-вторых, находясь вне Церкви, лишенные благодати, они просто не имеют возможности оценивать себя объективно. Святые отцы Церкви учат, что без благодатного личного опыта, приобретаемого только в молитвенно-покаянном подвиге, невозможно правильно понимать духовные явления и предметы.
Святый Симеон Новый Богослов писал: "Прежде плача и слез никто да не прельщает нас тщетными словами, ниже мы сами да прельщаем себя: нет в нас покаяния, нет истинного раскаяния, нет страха Божия в сердцах наших; мы не зазрели себя: душа наша не пришла в соощущение будущего суда и вечных мук. Если б мы зазрели себя, если б это стяжали и этого достигли: то немедленно произвели бы и слезы. Без них никогда не возможет ни жестокосердие наше умягчиться, ни душа наша стяжать духовное смирение; мы не можем быть смиренными. Не сделавшийся таким, не может соединиться со Святым Духом; не соединившийся Ему, не может придти в видение и разум Божий, и не достоин таинственно научиться добродетели смирения" (Слово 6-е).
Итак, наличие умиления и слез духовных есть верный признак наличия благодати у человека и отсутствия прелести бесовской. Нежелание же приобрести таковой плач, нежелание до глубины души осознать собственную греховность есть признак бесовского обольщения.
Очевидно что, протестанты, не имея трезвого и покаянного самовоззрения, как раз и пребывают в состоянии духовного самообольщения. Поэтому слушать их, и смущаться от их пропаганды не стоит. Поскольку они не в состоянии видеть свое реальное состояние, потому и не могут служить для нас духовным авторитетом.
Святой Апостол Иоанн Богослов, который, безусловно, был праведнее всех протестантов вместе взятых, писал: “Если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя, и истины нет в нас.”(1Ин.1:8). Христианину, даже после обращения к Богу и крещения, свойственно духовное несовершенство, в результате чего бывают и грехопадения. А значит, христианин нуждается в регулярном покаянии и непрестанной борьбе со страстями. Покаяние, совершаемое в таинстве исповеди, утверждается на сих словах Священного Писания: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:3); «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9); «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Прит.28:13); «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16).
II.
Отречение Апостола Петра от Господа (Мф.26:58–75) служит доказательством необходимости самопознания, покаяния и борьбы со страстями для каждого из нас. Как веровал Петр и как исповедал Господа, а между тем отрекся!
Как видно из случая с Апостолом Петром, не стоит самонадеянно уповать лишь на свои духовные силы, ибо в момент испытания, их одних бывает недостаточно и человек, не изживший в душе своей грех, впадает в новое преступление, порой даже не замечая всей тяжести проступка. Писание предупреждает: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12). Посему необходимо постоянно изживать из сердца своего грех. Изживается же он при содействии благодати Божьей молитвенно-покаянным подвигом, творением евангельского добра и плачем со слезами духовными.
Итак, раз даже великие столпы веры не были застрахованы от греховных падений. Что же говорить о нас, обыкновенных членах Церкви? Поэтому, если ты согрешил и почувствовал, что благодать Божия оставила тебя, не отчаивайся, а быстро воспрянь духом и моли Бога о помиловании.
Преп. Иоанн Карпафский пишет: “Отчаяться бедственнее, чем согрешать. Иуда-предатель был малодушен и не искусен в брани, почему впал в отчаяние; и враг, набежав, набросил на него петлю. Петр же - сей камень твердый, подвергшись страшному падению, как искусный в брани, не упал духом и не отчаялся в крайней скорби своей, но, вскочив, излил горчайшие слезы от сердца сокрушенного и смиренного; и супостат наш, видя сие, как сильнейшим пламенем палимый в лицо, тотчас отскочил и убежал далеко, лютые испуская вопли”. Дорогой брат, не падай духом, взирая на тяжесть своей душевной болезни, но, употребляя эффективное лекарство покаяния и подвигов, удаляйся от нее. Уныние - это изнеможение души, а душа в изнеможении, не может мужественно бороться с искушениями. Все делай напротив того, что враг внушает: когда находит уныние - старайся развеселиться (разумеется, не греховным способом). Имей радостную надежду на Господа и не опускай руки.
Преп. Иоанн Лествичник пишет: “Есть отчаяние от множества грехов и тяготы совести; и есть отчаяние от гордости и возношения, когда впадшие в грехи думают, что они не были достойны падения: от первого исцеляет воздержание от грехов и надежда благая, а от последнего - смирение и никогонеосуждение”.
Ничто нечистое не должно войти в Царство Господа. Грехопадение должно послужить для нас тревожным сигналом: что-то мы делаем не так, что-то не в порядке с нашей духовной жизнью! Наша гордыня (мать всех страстей) не дает нам пройти сквозь узкие врата, и мы претыкаемся.
Грехопадение само становится нам наказанием, потому что мы слишком надеемся на себя, а согрешив и терзаясь муками совести, мы, наконец, видим, куда это приводит. Получая заслуженное наказание, мы приобретаем духовный опыт. За что всегда следует благодарить Бога.
Помоги нам, Господи, положить начало благое!
И.Н. Наговицын
- [Главная] [Статьи] [Гостевая] [Ссылки] -